11 ноября 1917 г. в Вятке или Великая Пьяная революция.

Nov 11, 2012 14:41

Оригинал взят уa_kuryatkovв Год 1917 "Пьяная Вятка" или 420 метров спирта.


 Встретив как-то своего давнего знакомого - краеведа Вячеслава Мочалова, разговорился с ним о том, что часто в краеведческих публикациях встречаются серьезные ошибки, а иногда даже просто вымышленные, непроверенные факты. Взять хотя бы тот же погром 11 ноября 1917 года в Вятке, которому в этом году исполняется 95 лет. Уж сколько про него писали. А достоверных материалов не так много. Увы, именно за этот период наши газеты «Вятская мысль», «Вятская речь» и др. в фондах библиотеки им. Герцена не сохранились. "Однако мне удалось отыскать чудом сохранившийся экземпляр «Крестьянской газеты» в фондах ГАКО, - сказал Вячеслав. - Если хочешь, можешь с ним ознакомиться, я снял копию".  Вот, с помощью Вячеслава публикую текст статьи "Крестьянской газеты" полностью. Но для начала - небольшое предисловие.

Настоящим бедствием для России стала волна пьяных погромов, прокатившихся по всей стране после февраля 1917 года.  Не миновали они и Вятку.  Кроме губернского центра, можно назвать еще погромы в Глазове, Сарапуле, Слободском и Елабуге.
Один из самых крупных произошел в Сарапуле.
9 ноября солдаты дислоцированного там 166 запасного пехотного полка напали на пивной склад Александрова, разгромили его, а затем в состоянии опьянения  разграбили еще несколько магазинов.  Из местной тюрьмы были освобождены все заключенные. К вечеру заполыхало здание окружного суда, винокуренный завод Бодалева, тюремные корпуса и даже дом священника местной тюрьмы.



Владимиров И. А. "Погром винного магазина".
Всего во время погрома погибло 37 человек, 20 было ранено.  Погром продолжался три дня. Опасаясь, что волна сарапульского погрома перекинется в центр, губернский комиссар П.Т. Саламатов сначала отдает распоряжение по усилению охраны города, а затем 10 ноября совместно с управляющим акцизным управлением А.Т. Барановским принимает решение уничтожить все запасы спирта, находящегося в казенном винном складе акцизного ведомства.



Первый Вятский  казенный  винный склад (1901-1918 гг.) Открыт 1 июля 1901 г. для хранения и отпуска казенного вина, спирта, денатурата. Теперь это здание занимает  ЗАО «Крин» (ул. К. Маркса, 18).

 Сливать спирт в реку было решено через специальную канализационную трубу, предназначенную для технических нужд завода.  Эта труба шла с запада на восток по дну Луковицкого оврага и выходила к реке Вятке в районе кожевенного завода торгового дома «Денис Зонов с сыновьями» (бывшее ООО «Метако», сейчас просто складские помещения).



По соседству с заводом Зонова находился еще один крупный завод - торгового дома Братьев В. и А. Сунцовых.


Мыловаренный и клее-варенный завод торгового дома братьев В. и А. Сунцовых. Вятка, год основания - 1872.
Продукция - клей, мыло, свечи, краски.

От хранившегося в помещении склада спирта удалось избавиться, но одно внезапное обстоятельство круто изменило ситуацию. Обратимся  за помощью к первоисточнику.

«Крестьянская газета Вятского губернского земства» №64(87) 1917 г.

Пьяная Вятка.

В субботу, 11 ноября, с раннего утра по городу ураганом разнесся слух, что у завода Зонова винный склад вылил спирт. Побывавшие там, полакомившееся и сделав запасы, добавляли: он вылит так хорошо, лежит на льду толстым пластом, что только знай бери, кому сколько угодно. Эти слухи сразу многих очень обрадовали. Улицы на редкость оживились.  По тротуарам и дороге спешила по направлению к заводу Зонова разная публика: солдаты, рабочие, женщины, подростки. С собой они несли разную посуду: пустопорожние ведра, жестяные чайники, жестяные бураки из-под молока, четвертные бутылки, пивные, разные небольшие склянки, эмалированные кружки, бокалы, чашки и т.д.  Как будто нарочно, для удобства публики, спирт вылит на молодой лед реки Вятки у самого берега, где помешается завод Зонова. Он разлился сажень на 200, образовав на реке «спиртовое озеро». Как передают, спирт лился из винного склада в реку всю ночь на субботу, через особую трубу. Беспрепятственное снимание «сливок» происходило до 8-9 часов утра. Около этого времени для охраны уже начавшегося разбавляться спирта явились наряды милиционеров и солдат, которые образовали собой в разных местах заставы. Одновременно были приняты все меры, чтобы испортить спирт.  С этой целью в «спиртовое озеро» было вылито 5 бочек дегтю, вылиты нечистоты, керосин, приезжали пожарные заливать спирт водой. Но ни образовавшиеся заставы, ни порча спирта не могли задержать начавшегося паломничества «посудников» из центра города. Для большей части населения это шествие вселяло панику и страх. Первые пьяные в городе появились часов с десяти. Затем число их продолжало расти. Одновременно с этим в городе начали закрываться лавки и магазины. Паломничество на «спиртовое озеро» продолжалось до глубокой ночи 11-го, весь день 12-го и продолжалось 13-го ноября. За спиртом приходили приехавшие в город по случаю субботы крестьяне, а также жители окрестных деревень. К вечеру в городе была масса пьяных. Ночью в городе во многих местах была слышна стрельба. В течение субботы были столкновения пьяных с патрулями, в результате которых произошла кровавая стычка у магазина Кардакова. Между прочим, толпой солдат убит дружинник-охотник П. Э. Неандер, бывший губернский тюремный инспектор.



Вятка. Магазин Кардакова. Открытка нач. ХХ века.

Результаты разлития спирта.
 За 11 ноября в Вятскую губернскую земскую больницу были доставлены 10 человек, из них 4-ро с различными легкими поранениями, а остальные как сильно пьяные. В числе раненых, между прочим имеются: ученики Вятской духовной семинарии Геннадий Осокин, получивший огнестрельную рану в голени и вятский мещанин Николай Логинов с резаной раной в области темени. В числе сильно пьяных большинство неизвестные лица, есть один мальчик. За 12 ноября в губернскую больницу доставлены два лица с огнестрельными ранениями. Кроме того, за 11 и 12 ноября в уездную земскую больницу доставлены ранеными 5 человек, из них тяжело раненым ученик высшего начального училища.  12 ноября мальчик скончался. В уездную больницу доставлен труп бывшего инспектора Вятского тюремного управления Неандер.

К тексту газетной статьи можно добавить еще следующее: среди пьяных оказались и инвалиды из известного дома, находящегося во второй части города.

Но и это еще не все: были приняты меры к уничтожению всех запасов спиртного. Пострадали и частные владельцы. Так, например, с завода В.А. Шмелевой (быв. К.О.Шнейдер) было выпущено в речку Хлыновку 162 бочки пива, а  в местных колониальных магазинах уничтожено вин на несколько десятков тысяч рублей.

При анализе сложившейся ситуации полковой комитет 106 пехотного запасного полка вынес следующую резолюцию от 14 ноября 1917 года «О происшедших в Вятке печальных событиях»: "Преступность служебных действий губернского комиссара Саламатова, и управляющего акцизными сборами Барановского, повлекшими за собой несколько человеческих жертв, установлена. А потому предложить г. прокурору подвергнуть указанных лиц аресту и под контролем выбранной военной секции комиссии приступить к немедленному производству следствия". 24 ноября 1917 года П.Т. Саламатов добровольно сложил с себя обязанности губернского комиссара. До прихода большевиков к власти в Вятке оставалась неделя.

С конца октября для охраны порядка в городе патрулировал отряд Общества северных охотников, состоящий из числа неравнодушных к судьбе родного города граждан. Немного позднее к нему подключается отряд военно-народной охраны, к 7 ноября создается особый отряд под командованием полковника Соловкова.

Можно предположить, что когда начались беспорядки в центре города - возле магазина Кардакова - там находился отряд Общества северных охотников. Пытаясь усмирить разбушевавшихся пьяных солдат, в перестрелке погиб  дружинник П. Э. Неандер.
 А вот как  комментирует это событие секретарь вятского комитета РСДРП(б), недавний ученик, девятнадцатилетний П.П. Капустин. Процитирую из книги «Переписка Секретариата  ЦК РКП(б) с местными партийными организациями» ( М., 1967г.): 
«Солдаты все страшно перепились, но дали себе честное слово из казарм не выходить. Погром не удался».

Как видим, из казарм они все-таки вышли.

 Описывая события пьяного разгула, многие авторы либо совсем не указывают место разлива спирта, либо указывают его неправильно. Например, Ю.Тимкин написал, что первыми, кто обнаружил разлитие спирта, были дымковчане, которые переходили по льду реку, следуя в город. Однако сопоставив месторасположение трубы и дымковской переправы, убеждаешься, что они находились на весьма значительном расстоянии друг от друга. И второе: в заметке указано, что лед был молодой, следовательно, передвигаться по такому льду было крайне опасно.  Скорее всего, первыми кто обнаружил спирт, были рабочие с заводов Зонова, Сунцова и Лаптева.

Для наглядности восприятия выложим несколько фотографий по данной теме.

Посмотрим где находилась канализационная труба винного склада.



От здания бывшего казенного  винного склада идем к вершине Луковицкого оврага.



Когда-то в овраге бил чистый Луковицкий ключ, именно по его границе и проходил раздел городской территории и соседней деревни Монашевское-Луковцево.



Похоже, что тут ничего не изменилось за последние 100 лет, только грязи стало больше.



Сгоревший дом на дне оврага, где-то рядом проходила труба.



Теперь посмотрим на восток, далеко впереди виднеется завод Зонова, на месте оврага - гаражи, примерно вдоль дороги или немного левее проходила и наша труба.




Теперь мы на улице Казанской, (быв. Большевиков) между двумя старыми кварталами 3 и 4. Справа и слева было по четыре дома. Справа виднеется дом № 2 (бывшая дача Лаптева), дом № 4 доламывают.  Впереди светлое здание - бывший завод Зонова. Под горой - конец улицы Заводской, вот там и будем искать трубу.



Вид тот же, но немного ближе.



Недалеко от берега труба легко нашлась, Откуда эта труба и куда ведет, сказать трудно. Вполне возможно, что это та самая труба. Как оказалось, она там не одна.



Еще одна , только действующая. Вероятно, от шинного завода. Находится в 30 метрах от первой.



А это главное здание завода Сунцова, оно показано выше на старой открытке.



второе здание завода Сунцовых



Справа завод Лаптева. Там, где ворота, раньше был переулок, отделяющий завод Сунцова от завода Лаптева.



Решил представить как был разлит спирт.
Вдоль береговой линии мимо заводов Зонова, Сунцова и Лапттева.
Общая длина озера - 200 сажень или примерно 420 метров.



Инструмент  "посудника" )))



Лесозаготовки в Холмогорском уезде Архангельской губернии (1910-е годы)
фотограф Иван Юрьевич Соберг. Фотография взята уvaga_land



"Вятские выпивохи"
Ну и напоследок. Автор последней фотографии - Петр Григорьевич Тихонов. Купец 2-й гильдии, фото-мастер. Староста Воскресенского собора города Вятки. Арестован большевиками в качестве заложника, 19.09.18 г. расстрелян.

Революция и гражданская война, vyatka

Previous post Next post
Up