Вятская городская электростанция

Jul 16, 2014 21:33

  В детстве у меня была коробка - там хранились снимки со старинных открыток с городскими видами. По просьбе отца кто-то из его знакомых сфотографировал открытки в архиве или краеведческом музее. Большая коллекция - больше сотни фотографий. Я любил их рассматривать. Город на этих фото назывался по-другому, женским именем Вятка. Среди городских пейзажей было много диковинных, необычного облика зданий. К примеру, стоявший посреди громадной пустой площади круглый собор с четырьмя башнями по сторонам света. Собор украшали готические стрельчатые окна и арки, но сверху всю эту готику венчал древнерусский купол-шелом, с раскиданными по нему сияющими золотыми звездами. Был еще городской театр - целая гора леса, бревенчатая пирамида, украшенная сверху донизу затейной резьбой. Еще - странного вида дом с подобием средневековой крепостной башни вместо крыши (позднее я узнал, что это был дом купца Толмачева, училище имени Трепова). Всех этих зданий в городе не было, они куда-то исчезли, словно растаяли - и остались только на открытках с ремарками на французском "La cathédrale d'Alexandr-Nevsky", "Théatre de ville"... Декорации из исторического фильма, словно другой город.

Было еще вычурное краснокирпичное здание с башенкой, с большими окнами и витиеватым декором по фасаду. Надпись на открытке гласила: "Городская электрическая станция. Station élèctrique de la ville". В подтверждение того, что эта изящная постройка - не музей, гостиница или ратуша, а именно электростанция, позади здания высилась здоровенная кирпичная труба с надписью: "ГЭС. 1903".



Вятская городская электростанция. Вид с ул.Спасской (Дрылевского). Фото 1920 года.

  Начинался ХХ век - век торжества электричества. В России (и в Европе) первым городом, который освещался только электричеством, стал город с сельским названием - Царское Село, резиденция русской императорской фамилии. На рубеже столетий и прочие русские города стали быстро обзаводиться собственными электростанциями.



Вятка. Городская электростанция. Первоначальный вид здания (без пристройки) в сторону городской управы.
Открытка 1904-1905 гг.

Юрий Олеша так описывал появление электрического света в быту: "Это были не такого типа лампы, какие мы видим теперь - разом зажигающиеся в наивысшей силе света, а медленно, постепенно достигающие той силы свечения, которая была им положена. Как будто так...
  Я помню толпы соседей, приходивших к нам из других квартир смотреть, как горит электрическая лампа.
  Она висела над столом в столовой. Никакого абажура не было, лампа была ввинчена в патрон посреди белого диска, который служил отражателем, усилителем света. Надо сказать, весь прибор был сделан неплохо, с индустриальным щегольством... Свет, конечно, светил голо, резко, как теперь в какой-нибудь проходной будке. Но это был новый, невиданный свет! Это было то, что называли тогда малознакомым, удивительным, малопонятным словом - электричество!"



Вятка. Электростанция. Вид с ул. Спасской. Открытка 1910-х гг. Справа - пристройка 1908 г., во дворе - градирня.

Граждане Вятки впервые познакомились с электричеством в 1892 году. "Электрическое освещение вятичи впервые увидели на пароходах - когда несколько лет тому назад пароход "Булычев" пришел в Вятку, освещенный эдиссоновскими лампочками, - вся Вятка побежала смотреть их", - писал Дмитрий Зеленин в 1904 году. Вскоре вятские предприниматели стали приобретать электроустановки для своих заводов, фабрик, контор, магазинов и гостиниц. Небольшие электрогенераторы в период с 1895 по 1903 год появились в Бондюжском заводе купца Ушкова Елабужского уезда, в Вятских железнодорожных мастерских, в Ройском заводе Матвеева в селе Лазарево Уржумского уезда, в доме купца Чучалова в Вятке на углу улиц Спасской и Николаевской (позднее от этой установки свет был проведен в здание Общественного собрания), на маслобойном заводе и мельнице Поскребышевых, в доме Василия Семеновича Маишеева на улице Московской (где он содержал типографию, ныне это Дом профсоюзов), в Савалинском имении помещиков Александровых в Малмыжском уезде. В № 35 от 23 марта 1899 года "Вятские губернские ведомости" сообщали: "На днях в типографии Маишеева установлено электрическое освещение. Висящий на наружной стороне здания типографии электрический фонарь и лампочки, отлично видные чрез стекла окон, немало занимают гуляющую по вечерам публику, которая большими группами останавливается около типографии". В 1901 году купец Клабуков устроил электрическую станцию в Доме попечительства о бедных на углу улиц Владимирской и Морозовской. От этой станции были протянуты провода и устроено освещение в городском театре и городской управе (оба здания стояли на Театральной площади). Но все эти установки были частными и небольшими, по современным меркам их мощность была крайне мала, от 6 до 40 кВт.



Вятка. Владимирская улица. Открытка 1910-х гг. Вид здания электростанции с северо-востока.
Справа - пристройка 1908 года.

В те же годы вятское земство приступило к обсуждению вопроса об устройстве общественной электростанции. В 1896 году рассматривалось предложение об устройстве электрического освещения в губернской земской больнице, но тогда губернское собрание отказалось от этого проекта ввиду большой стоимости устройства. В 1902 году Русское электрическое общество "Унион" выполнило проект небольшой станции в здании городской управы. Предполагалось электрифицировать часть зданий города и создать уличную сеть освещения на Московской улице от Театральной площади до Троицкого кафедрального собора. Этот проект также не был осуществлен.



Вятка. Владимирская улица. Открытка нач. ХХ века. Вид улицы от Театральной площади. Справа - здание городской электростанции.

Занятный факт: в те годы некоторые граждане Вятки относились к устройству электрического освещения с настороженностью и не одобряли подобные новшества. Вот, к примеру, что ответил на предложение провести электричество в здание отделения государственного банка его управляющий: "По всестороннем обсуждении разноречивых показаний науки и практики я пришел к заключению, что, несмотря на многие достоинства электрического освещения, оно не лишено и некоторых, наиболее нежелательных недостатков, так как, по новейшим исследованиям науки, оказывается очень вредным для зрения, благодаря слишком большой контрастности между ярким ослепительным блеском световых источников и мраком окружающего пространства, а потому, принимая в соображение, что главная потребность в освещении нужна отделению тех служащих, которым временами приходится посещать вечерние занятия, я пришел к убеждению в необходимости отклонить Ваше любезное предложение снабдить вверенное мне учреждение электрическим освещением". Вот такая резолюция!



5. Вятская городская электростанция. Вид с улицы Спасской. Открытка нач. ХХ века.
Электростанция и стадо коров - такое сочетание могло быть только в начале ХХ века.

В те годы передовым и лучшим по благоустройству городом на Урале по праву считалась Пермь. В 1901 г. состоялась закладка Пермской городской электростанции, а в январе 1902 г. станция начала работать. Автором проекта Пермской электростанции, а затем и ее заведующим был инженер Болеслав Юлианович Гецен. Как можно судить по имени, Болеслав Гецен был поляком, и по всей видимости он был выпускником одного из технологических институтов Российской империи. Напомню, к тому времени Пермь и Вятка уже были соединены железной дорогой, так что представители городской управы Вятки могли в любое время года и в короткие сроки посетить Пермь и ознакомиться со всеми новинками на месте.
  20 декабря 1902 года городская дума приняла решение об устройстве в Вятке электростанции общего пользования. Была создана комиссия для осмотра Пермской электростанции и решения вопроса о возможности взять ее за образец. В начале января 1903 года вятская делегация подробно ознакомилась с устройством ГЭС в Перми и провела переговоры с ее заведующим инженером Генецом. В результате комиссия пришла к заключению, что в Вятке необходимо построить электростанцию по образцу Пермской, постоянного тока 500 вольт при трехпроводной системе.




Вятский городской голова Поскребышев провел переговоры с инженером Геценом о проектировании электростанции в Вятке и получил его согласие на участие в строительстве. На заседании городской думы было решено: строить ГЭС по типу Пермской; составление чертежей и смет и общее руководство работами поручить инженеру Гецену, назначив ему вознаграждение в 3 тысячи рублей. Предварительная общая стоимость работ была оценена в 100 тысяч рублей. Так как городская дума располагала лишь суммой в 10 тысяч рублей, то было принято решение провести заем у состоятельных граждан города Вятки. Деньги (под 6% годовых на 20 лет) выделила потомственная почетная гражданка Надежда Эдвиновна Савинцева. 26 марта городская дума утвердила договор и условия займа и установила плату за пользование электроэнергией: 27 копеек за кВтч - с 4 утра до 11 вечера, 15 копеек - в остальное время.



С.А. Лобовиков. Владимирская улица г. Вятки. Фото около 1904 года. Первоначальный вид электростанции.

27 марта городская дума выделила участок под строительство здания ГЭС на углу улиц Спасской и Владимирской. Противникам размещения станции в центре города было дано заверение в хорошем архитектурном оформлении здания, что и было впоследствии выполнено. Проект фасадов здания электростанции с отделкой декоративным красным кирпичом был разработан архитектором Эмилием Карловичем Нюквистом, 17 апреля дума утвердила этот проект. Башня электростанции имела и функциональное значение - через нее поначалу выпускали провода.



Проект восточного фасада здания Вятской электростанции (со стороны ул.Владимирской), арх. Э.К. Нюквист. 1903 г.

Кстати, интересный вопрос, почему здание электростанции было всё-таки построено не за чертой города, где земля была много дешевле? Дело в том, что передача электроэнергии на большие расстояния возможна только при использовании высокого напряжения. А эффективных способов изменять напряжение постоянного тока в то время еще не существовало. Поэтому в старых электростанциях постоянного тока использовалось напряжение, близкое к потребительскому. Такие электростанции не позволяли передавать клиентам большие мощности. В результате эффективно использовать производимую электроэнергию могли лишь потребители на расстоянии не больше 1,5 - 2 км. от источника. Вот по этой причине электростанцию и разместили в городской черте - выходило удобство в охвате городской территории (по кругу). А чтобы в центре города стоял не кирпичный сарай, а изящное здание, был разработан специальный архитектурный проект (соорудили и высокую трубу, чтобы дым и копоть рассеивались и уходили как можно дальше).
А вот напряжение переменного тока легко меняется с помощью трансформаторов. Можно построить сеть высоковольтных линий для подачи электроэнергии на трансформаторные подстанции, а затем потребителям. В общем - передавать электроэнергию на большие расстояния, что позволяло строить мощные электростанции, снабжающие к примеру целую область. Поэтому в 1943 году энергосистема Кировской области была переведена на переменный ток, как и повсюду в стране в те годы.
Труба и градирня электростанции в малоэтажной Вятке были заметны издалека. На фотографии С.А. Лобовикова, где показана панорама западной части города, на горизонте рядом с колокольней и куполом Всехсвятской церкви видна электростанция (отмечены красной стрелкой):



С.А. Лобовиков. Панорама северо-западной части г.Вятки с башни дома Булычева. Красной стрелкой указана электростанция

9 мая была проведена торжественная церемония закладки здания. В мае месяце на стройплощадку было доставлено основное оборудование будущей станции: два паровых котла системы Шухова и две установки пародинамо мощностью 100 кВт с паровыми машинами системы Зульцера. Топливом для котлов служили дрова.
  Постройка здания и монтаж оборудования были осуществлены за полгода. 16 ноября состоялся пробный запуск машин, а 6 декабря произошло торжественное открытие и освящение электростанции.
  Из письма Аркадия Васнецова братьям Виктору и Аполлинарию: "Для Вятки от всех новостей, как-то: водопровод, электричество, телефон, одно есть утешение - всё это у города своё, он не закабален разными спекулятивными компаниями, барыши идут городу для его разных нужд. В этом отношении Вятка опередила большие города, даже, например, Лондон, Париж. А главная электрическая станция устроена образцово".



Репортаж об открытии электростанции.

Из воспоминаний вятчанина Валериана Николаевича Шкляева: "В 1903 году в Вятке была открыта первая электростанция, на углу улиц Спасской (Дрелевского) и Владимирской (К.Маркса). Была она очень слабая, точно не помню ее мощность, не больше 2 тыс. киловатт. Станция давала ток для освещения важнейших учреждений и центральных улиц. На улицах были установлены фонари. В определенный час, как стемнеет, в них загорались слабые красные огоньки - это начинали раскаливаться керамические пластинки ламп. Раскаливание это длилось 1-2 минуты. Достаточно раскалившись, лампы вдруг вспыхивали ярким ровным светом. В частных квартирах первые годы электрического света совсем не было, может быть, кроме квартир высшего начальства. Использовались керосиновые лампы разных видов и размеров, от крошечных "коптилок" до мощных керосино-калильных ламп, где свет давала особая сетка, которая раскалившись, испускала яркий, ослепительный свет. Освещались также свечами, для которых были специальные подсвечники. Широко применялись свечи в церквах". Кстати - о церквах: одними из первых зданий в Вятке, где было устроено электрическое освещение, стали Троицкий и Александро-Невский соборы (в Троицком соборе - в начале ноября 1905 года).
 Уже через три года после открытия вятской электростанции был поднят вопрос о ее расширении и установке нового оборудования. 6 октября 1906 года губернским по земским и городским делам присутствием было разрешено Вятской городской управе произвести заем в размере 60 тысяч рублей на расширение электростанции. В 1908 году к зданию электростанции был сделан пристрой, установлена третья машина пародинамо мощностью 240 кВт. В 1911 году смонтирован 4-й котел системы Шухова. В 1915 году установлен двигатель внутреннего сгорания. Мощность электростанции достигла 500 кВт, число абонентов выросло до 740. Электростанция приносила городской казне солидные прибыли: в 1910 году - 36200 рублей, в 1912 - 45800 рублей.



Сотрудники электростанции, 1911 год. В первом ряду в центре - заведующий электростанцией К.Я. Муйшнек.
Во втором ряду второй справа - К.Г. Мусихин. Фото из личного архива А.Л. Мусихина.
Отсюда - Моя родословная - Алексей Мусихин - исследователь вятской истории.

В период с 1906 по 1913 год в Вятке и губернии строятся электростанции при больших фабриках и заводах. В 1910 году были построены электростанции общего пользования в городе Орлове и слободе Кукарке. В 1912 году при губернской земской больнице была оборудована электростанция общего пользования мощностью 50 кВт. Применение электрических машин способствовало расширению производства: к примеру, в 1916 году фабрики и заводы губернии произвели продукции в два раза больше, чем в 1913 году.



Город Киров. Улица К.Маркса и Кировская ГЭС-1 во время войны.

В 1943 году в связи с переводом энергосистемы города Кирова на переменный ток потребителем ГЭС-1 остались только троллейбусные линии. В 1944 году паровые котлы и динамо-машины станции были демонтированы и отправлены в Белоруссию. Котельная в здании стала источником теплоснабжения центра города Кирова. После ввода в действие тепломагистрали от ТЭЦ-1 до Театральной площади котельная бывшей ГЭС-1 была демонтирована. В 1957 году здание ГЭС-1 было надстроено для размещения отделов и служб Кировэнерго. Таким архитектор Козлов видел в 1940-е гг. надстроенное здание электростанции, от башни на углу здания в окончательном проекте пришлось отказаться, а вместо трех этажей построили четыре:




О старой городской электростанции напоминают сегодня только маленькие окна цокольного этажа, окна первого этажа с полуциркульным завершением и мемориальная доска на фасаде здания. Во дворе электростанции на месте градирни было построено здание диспетчерской Кировэнерго.



Здание Кировэнерго (перестроенное здание городской электростанции). Современный вид.
Об электростанции в облике здания напоминают только окна первого этажа.







------------
Источники:
1. Кулябина Т. В. Энергетике Вятки - 100 лет. Киров, 2004.
2. Тинский А. Г. Планировка и застройка города Вятки в XVII-XIX веках. Киров, 1976.
3. Энциклопедия земли Вятской. Том 4. История. Киров, 1995.
4. Мочалов В. Г. Путь длиной в шесть десятилетий. Кировскому троллейбусному управлению 60 лет. Киров, 2003.
5. Зеленин Д. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. Юрьев, 1904.
6. Вятка на старинной открытке. Конец XIX - начало XX в. Альбом. Киров, 2009.
7. Олеша Ю. К. Ни дня без строчки. Из записных книжек. М., 1965.

my photo, vyatka, Старая техника, Учреждения и предприятия, Отдельные здания, old photo

Previous post Next post
Up