Анекдоты из жизни преосв. Макария (Миролюбова).

Mar 16, 2012 01:57

Сразу хочу сказать, что я употребляю здесь слово "анекдот" в старинном русском значении этого слова, то есть просто "занимательная история о каком-нибудь известном человеке, вовсе необязательно с задачей его высмеять". Ниже приведенные случаи из жизни архиепископа Макария - часть прекрасных воспоминаний о владыке в бытность его вятским архиереем (1885-87 гг.), принадлежащих перу жены секретаря Вятского губернского статистического комитета Н.А. Спасского Лидии Николаевны Спасской.

1. Когда губернатор А -- н (Анисьин А.Ф. - мое примечание) выдавал свою дочь за полковника Н--го, то супруги А--ы, чрезвычайно чтившие преосвященного, привезли к нему помолвленных, прося для них архипастырского благословения. Исполнив их просьбу, владыка, поздравляя невесту, сказал:
 - Молодец Варя! И под Плевной не была, а полковника получила!

2. Однажды, объезжая епархию, преосв. Макарий приехал в одно село, и, когда ему представлялся местный причт, то дьякон, накануне весело справивший свои именины, неизвестно к чему вдруг сказал:
 - А я, Ваше Преосвященство, вчера был именинник.
 - Уж молчи, - отвечал владыка. - Я это вижу по твоему лицу...




3. Когда-то, в первый день Пасхи, после вечерни преосвященный пригласил к себе из церкви некоторых знакомых, и в разговоре жаловался, что плохо что-то чувствует себя. Присутствующий тут доктор Ф. безапелляционно сказал:
 - Это пустяки, владыка, это несомненно от разговения.
 - Ох ты, голова с мозгом, - отвечал преосв. Макарий, - по себе, видно, судишь. Ты думаешь, что я по твоему свинины наелся? А я только в свою чашку чаю ложечку сливок положил - вот и всё моё разговение.
И, потрепав ласково по плечу сконфуженного доктора, продолжал:
 - Просто лета мои сказываются, устал за Страстную от служения.



Л.Н.Спасская (1856-1928), автор воспоминаний
о архиепископе Макарии. Фото 1908 г. Вятка.

4. Один раз он служил обедню в одной из городских церквей и после службы зашел к священнику на чашку чаю. Священник, очень маленький и худенький старичок, представил ему свою жену, даму очень высокую, полную и любившую пышно одеваться.
 - Вот моя жена, владыка, - сказал старичок.
 - Ну? - воскликнул преосвященный. - А я думал, это губернаторша.

5. Почти никого из знакомых он не звал по имени, но всем придумывал различные шутливые прозвища, конечно, самые безобидные, например, А.М.С., которую знал с детства, за ее большие черные глаза называл он "Черноглазкой", А.Н. Дю-Трессель (начальницу женской гимназии) - "Начальница Ивановна" и т.п. Величание "Иванович" и "Ивановна" владыка вообще очень любил и даже прилагал иногда к совершенно неподходящим предметам. Я однажды слышала, как, добродушно журя одну госпожу, он ей говорил: "Ах ты, дура Ивановна", а здороваясь с А.А. Спицыным, неизменно спрашивал: "Ну, что твоя археология Ивановна?", желая знать, как идут археологические работы Александра Андреевича.

6. Много он рассказывал и о разных лицах нашей царской фамилии, о их доброте, простоте и обширных сведениях. Особенно благоговел он к памяти покойной императрицы Марии Александровны, глубокие и разнообразные знания которой и любовь ко всему русскому поражали и умиляли его. Однажды в Новгороде преосвященному пришлось показывать императрице различные древности и давать при этом объяснения; и вдруг относительно какого-то предмета государыня переспросила его, говоря:
 - А как же в своем сочинении Вы об этом предмете говорили не так, как теперь? - И напомнила ему, где и что именно он сказал о данном предмете.
 - Я так и остолбенел, - рассказывал владыка, - да и говорю: "Ну, матушка государыня, пристыдила ты меня! Да ты мои книги знаешь лучше меня самого. Смотри-ка: раз прочла, и то не забыла, а я и сам писал, да забыл".

7. Надо заметить, что добродушный владыка со всеми обращался одинаково просто, и всем без церемонии говорил "ты". В 1887 году Ижевский завод, проездом на Екатеринбургскую выставку, посетил великий князь Михаил Николаевич с августейшим сыном Сергием Михайловичем. Из Вятки по этому случаю ездила на завод депутация для встречи Их Высочеств, в числе членов которой был и преосв. Макарий. Молодой великий князь много беседовал с преосвященным, и тот с ним так освоился, что когда дело дошло до закуски, простодушно сказал ему:
 - Ты, батюшка, молоденький, помоги-ка мне старику; передай мне, сделай милость, икорки.
И великий князь охотно и с любовью услужил симпатичному старцу.

8. При нем в Вятском женском монастыре настоятельствовала игуменья Эмерентиана, которая весьма любила, чтобы в монастыре служили архиереи, и после служения угощала их прекрасными обедами. Когда она явилась в первый раз приглашать преосв. Макария, то он ответил ей:
 - Ладно, матушка, очень рад у тебя с сестрами служить, только Вы мне большого-то пирога не пеките: я все равно его есть не стану, а свари мне ухи из мелкой рыбки, вот и все мое угощение.

9. Верный евангельскому завету: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры", владыка-постник всегда был весел и добродушно шутлив, и в других любя и поощряя добродушную шутливость, что я испытала на личном опыте, всегда отвечая в таком же тоне на шутки владыки.
 - Знай, матушка, - не раз говорил он мне совершенно серьезно, - кто шутить умеет, тот добрый человек: злой бы и пошутил, да у него не выйдет, будет не шутка, а насмешка. Злые и чужую шутку не понимают.


Духовенство, Дней минувших анекдоты

Previous post Next post
Up