Крест из Михайло-Архангельской часовни г.Вятки (1592 г.)

May 03, 2013 14:46

Поминальный резной (сосновый) крест из Михайло-Архангельской часовни города Вятки. С 1920-х годов, после закрытия часовни, крест находится в вятском художественном музее им. Васнецовых.
 На обратной стороне - надпись о том, что крест поставлен в 7100 (1592) году при царе Феодоре Иоанновиче, царице Ирине и патриархе Иове.
 С панихиды перед крестом начинался оригинальный вятский праздник - Свистопляска. Древность креста была хорошо известна и в дореволюционное время. Описание креста и две фотографии помещены в Известиях Императорской археологической комиссии (выпуск 44-й, 1912 год, стр. 105-106).
 Из описfния креста в № 19 за 1876 год "Вятских епархиальных ведомостей": "Крест сделан из тяжелых четверогранных сосновых брусьев. Вышина креста три аршина шесть вершков (2,4 м.).  Средний поперечный брус его во всю длину - два аршина семь с половиной вершков (1,75 м.). Верхняя перекладина в длину один аршин и три с половиной вершка (0,86 м.). Нижняя - один аршин (0,71 м.).
 Ширина отвесного (вертикального) дерева креста, а также всех перекладин его, как с лицевой, так и с задней стороны - шесть вершков (0,27 м.). Толщина отвесного дерева и каждой из перекладин с обоих сторон - три вершка и три четверти (0,17 м.). С лицевой стороны креста на углубленно врезанной поверхности его изображен выпуклой резьбой особый, так сказать внутренний, крест... На внутреннем кресте распятый Господь изображен выпуклой резьбой. Глава его наклонена к правому плечу. Венец вокруг главы круглый гладкий, без лучей, сделан выпуклой же резьбой. На венце - славянские буквы Он, О, Наш греческого слова, означающего - Сый (Исх. 3, 13-15), вечно существующий; буквы отделены двойными чертами и вырезаны углубленной резьбой. Такой же резьбой написано и расставлено по правую и левую сторону Спастелева венца другое греческое слово - Ни-ка, означающее Победителя.
 Над главою Спасителя выпуклой резьбой сделана надпись "Царь Славы Iс Хс". Особой дщицы для этой надписи не представлено. Надпись видна на отвесной части креста, находящейся между средней и верхней перекладиной его.
 Ноги Господа касаются подножия. Подножие не выпуклое. На этом же подножии, по правую и левую сторону ног, написаны углубленной резьбой "м л р б". Полагаем, что это начальные буквы следующих слов, взятых из Октоиха: "Место лобное рай бысть" (Октоих, глас 5-й, в среду утра, по первом стихосл.). Под самыми ногами распятого Господа вырезана выпуклая горка, в середине которой выпуклой же резьбой представлена голова Адама.
Ниже рук Спасителя до ног Его, по краям внешнего креста, представлены выпуклой резьбой: под правой рукой - копье, а под левой - трость с губкой на верхнем конце. Над ними надпись "копие", "трость", сделана углубленной резьбой.
 В середине верхней перекладины выпуклой резьбой изображена голова Спасителя. Вокруг главы гладкий венец тоже выпуклой резьбы. На правой, верхней и левой стороне венца углубленной резьбой написаны три славянские буквы Он, О, Наш. Около нижних краев венца углубленной же резьбой написаны слова "Iс Хс". Убруса или плата за главой Спасителя нет.
 На правой и левой стороне верхней перекладины креста изображена выпуклой резьбой глава с окружающими ее шестью крыльями. На верху той и другой главы написано черной краской "Серафим".
 На концах средней перекладины креста, в двух углубленно вырезанных кругах, находятся подле перстов правой руки Спасителя сделанные выпуклой резьбой изображения Божией Матери и Марии Магдалины, а подле перстов левой руки такие же изображения Иоанна Богослова и Логина Сотника. По сторонам глав сделаны надписи красной краской.
 На верхней части средней перекладины внешнего креста, по углубленной вырезке, красными красками сделана следующая надпись: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое восресение...", а затем в нижней части той же перекладины доканчиваются остальные слова надписи: "...Твое славим".
 Нижняя перекладина креста правым концом своим (на той стороне, где правая рука Спасителя) несколько поднята, а левым опущена. По обоим сторонам этой перекладины проходит сделанная черной краской следующая надпись: "Стояху же при кресте I-сове Мати Его и сестра Матере его Мария Клеопова и Мария Магдалина. I-с же, видев Матерь и ученика стояща, его же любляше, глагола Матери своей: Жено, се сын твой, потом же глагола ученику: Се Мати твоя. И от того часа..." Дальнейшие слова почти стерлись.



1. Общий вид, лицевая сторона.

 С другой стороны креста, на отвесном дереве его, там где проходит середина верхней перекладины его, на углубленно вырезанном поле представлено выпуклое изображение святителя Николая Чудотворца. Святитель изображен в фелони (священнической ризе), без митры. Вокруг главы его гладкий венец. Около правого плеча Святителя надпись: "Ст Нико...", а около левого "..лае", то есть "Николае"... Левой рукой святителя поддерживается закрытое Евангелие.
 На том же отвесном дереве креста, там где проходит средняя перекладина его и несколько пониже, в вырезанном поле представлено выпуклой резьбой изображение св. Архангела Михаила. Над главой его сделана углубленной резьбой надпись: "Архангел Михаил". Вокруг главы гладкий венец. От плеч архангела спускаются крылья. В правой руке его меч. В левой - раскрытый продолговатый свиток. В свитке - надпись, сделанная углубленной резьбой: "Архангел Божий воевода небесных..." Далее надпись трудно разобрать. Архангел Михаил изображен в броне. За плечами его простирается плащ.
 На двух концах той же средней перекладины креста сделана углубленной резьбой следующая надпись: "Лета 7100-го мая во 2 день поставлен сей крест при Благоверном царе Великом князе Феодоре Ивановиче всея Руси и при Благоверной царице Великой княгине Ирине и при патриархе Иеве Московском и всея Руси".
 Все надписи, на той и другой стороне креста, сделаны славянскими буквами..." (ВЕВ, 1876, №19. Протоиерей Стефан Кашменский. Древний деревянный крест в часовне города Вятки и изображение на нем перстосложения у святителя Николая).

Статья с описанием креста была написана миссионером Вятской епархии протоиереем Стефаном Кашменским (1817-1889). Особое внимание автор уделил описанию перстосложения на иконе св. Николая (на оборотной стороне креста). Впрочем, перстосложение на иконе можно толковать по-разному: как в пользу старообрядцев, так и в противную сторону. Вот цитата из статьи: "Правая рука Святителя выпуклой резьбой представлена так: указательный палец выше всех прочих пальцев, за ним ниже средний, за средним еще ниже безымянный, затем мизинец. Концы всех этих пальцев спускаются по прямой, почти отвесной линии и отделены один от другого на одинаковом расстоянии, не много более, чем на толщину пальца. Конец большого пальца ниже конца мизинца и еще более, чем прочие, отделен от мизинца... Концы большого пальца, мизинца и того, что подле мизинца, отделены, а не соединены, как бы требовалось это последнее крестным знамением двуперстным. Обращаем особое внимание на это потому, что некоторые из мнимых старообрядцев наших снятыми с описанного нами креста неверными рисунками распространяют ложную мысль, будто святитель Николай на таком древнем изображении представлен со сложением руки двуперстным". Судя по фотографии, описание руки св. Николая, сделанное Стефаном Кашменским, вполне верно. Большой палец на иконе действительно несколько отстоит от мизинца и безымянного пальца. Впрочем, такое перстосложение все-таки больше походит на старообрядческое благословение и уж никак не соответствует именословному благословению, практикуемому в господствующей церкви со времен патриарха Никона. Однако, если вятские старообрядцы делали с иконы ложные копии (придвигая на рисунке большой палец к мизинцу и безымянному), то и они грешили против истины. Таким образом, обе стороны в этом споре были неправы. Неясности в этом вопросе добавляло и то, что крест помещался почти у стены в небольшой нише, и его оборотная сторона была не видна для обычного посетителя часовни. Кроме того следует отметить, что благословение св. Николая скорее всего связано с т. н. жестом величия, состоявшем в поднятии руки с разогнутыми и соединенными вместе указательным и средним пальцами и согнутыми остальными (т. е. внешне совпадавшем с двоеперстием). Жест величия восходит к дохристианской римской традиции, где использовался в императорской иконографии в качестве знака триумфа.
 По поводу датировки креста следует сделать следующее замечание. На Руси до 1700 года использовалась византийская система летосчисления - от сотворения мира, в 1700 году указом Петра I летосчисление было переведено на христианскую эру. Согласно византийской системе летосчисления от сотворения мира до рождества Христова прошло 5508 лет. Кроме того, в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с 1 января, а с 1 марта (как в древнем Риме) или с 1 сентября (как в Византии). Известно, что с конца XV века на Руси использовался повсеместно сентябрьский стиль (византийский). Стало быть, 2 мая 7100 года - это 2 мая 1592 года (и по сентябрьскому, и по мартовскому стилю). В статье прот. Стефана Кашменского ошибочно указана иная дата - 1598 год.



2. Лицевая сторона, верхняя часть.



3. Общий вид, лицевая сторона.



4. Лицевая сторона. Божия Матерь и Мария Магдалина.



5. Лицевая сторона. Иоанн Богослов и Лонгин Сотник.



6. Оборотная сторона. Николай Чудотворец.



7. Оборотная сторона. Надпись о том, что крест поставлен при царе Феодоре, царице Ирине и патриархе Иове.



8. Оборотная сторона. Архангел Михаил.

Изобразительное искусство, my photo, vyatka, Музеи, Этнография

Previous post Next post
Up