«Космическая Стеллвия», «История Святого рыцаря из иного мира»

Aug 12, 2010 23:00


Сегодня я представляю два аниме-сериала - один, чуть ли не откровенно социалистический аниме-сериал (наверное, единственное, что из всего жанра для просмотра всеми левыми строго обязательно), и другой, брэндовый гаремник, который не испортили роботами до такой степени, как я опасался, но от которого я всё же ожидал несколько большего, чем получил.


«Космическая Стеллвия» - необычный по духу, возможно самый левый, аниме-сериал. Но сначала несколько сравнений.

«Нам предстоит одолеть Землю, наш предмет - это Земля. Что касается того, как вести работу на Солнце, нам пока нет до этого дела; Луна, Меркурий, Венера - все восемь крупных иноземных планет - в будущем их можно будет разведать, можно будет посетить, если мы будем способны их достичь. Что касается нашей работы, полагаю, мы сражаемся ещё за Землю. Непременно следует иметь решимость образовать одну великую страну. Нам нужно построить аудитории, много плотин и фабрик; я полагаю, это непременно нужно сделать» - так сказал Мао Цзэдун 11 сентября 1959 г.


Брежневский пропагандист, переводивший эту фразу для очередного антимаоистского сборника, отрезал последнее предложение как слишком конструктивное, не узнал в первых словах перефразировки марксовского «приобретут же они весь мир», а из «одной великой страны», соответствовавшей, по существу, брехтовскому «Вельт-Совьетуниону», «Всемирному Советскому Союзу», сделал «мощную державу», стилизовав отрывок под мечтания восточного деспота о завоеваниях.

«Представь: нет рая в небе. Легко подумать так… И ада нет под нами. Лишь Солнце - в небесах. Пойми, что жизнь людская Очень коротка…

Нет стран и нет религий - Представь в мечтах своих! И убивать не надо, И умирать за них. Представь: хотят все люди Жить в мире без войны»

(Джон Леннон. Представь, 1971 // Пер. с англ.- А. В. Сердюков, 2003).


Сам автор называл эту песню «подлинным Коммунистическим манифестом». В Гаване (кстати: «Бомбой взорвётся румба От Бреста до Магадана, И будет такая Куба, Одна сплошная Гавана!» © ЗБ) была установлена его бронзовая статуя с высеченными у подножия её словами. А после 9/11 в США её запретили к радиотрансляции как несвоевременную.

Что может заставить людей жить в мире без войны? Мао полагал, что «уничтожить войну можно только через войну. Если хочешь, чтобы винтовок не было,- берись за винтовку». Леннон, вероятно, подозревал что-то вроде этого. Сато Тацуо предлагает другой, надёжный, но неконтролируемый и ничуть не менее разрушительный, вариант - Землю накрывает вспышкой Беты Южной Гидры. На опалённых обломках цивилизации немногие уцелевшие люди осознают, что 189 лет спустя до них дойдёт «Вторая Волна», плазменная. Сплочённые намерением выжить, они создают общество, заставляющее вспомнить Землю носовского «Незнайки на Луне» и ефремовской «Туманности Андромеды» (оказывается, не только мне пришло это на ум).


Я, честно говоря, не помню, упоминались ли на протяжении 26-ти эпизодов хоть какие-то капиталистические реалии, но совершенно точно коммерческие (а заодно и национальные или религиозные) соображения не играют ни малейшей роли в сознании персонажей. Право же, если кто-то хочет написать коммунистическую фантастику, но не обладает сюжетным мастерством, ему следует приложить свои силы к творческой новеллизации сериала. Его герои горды, что человечество доверило им «Великую Миссию», и стремятся с честью выполнить своё достойное дело, как шесть поколений их предшественников, готовивших триумф разума над стихией. Чистое наслаждение - наблюдать за ними, сопровождаемое лишь ноткой тревоги: неужто это обязательно - истребительный ужас и угроза полного уничтожения,- чтобы сплотить человечество, побудив его отбросить буржуазные глупости?

Кульминация приходится на середину сериала, но и после неё сценарий наглядно демонстрирует, сколь гибельны могли бы быть ксенофобия, взаимная подозрительность и политическая конкуренция вместо солидарности. Хотя фокус внимания смещается к личной драме главной героини, Симы Катасэ или «Сипон». Её приятель, Кота Отояма, проявляет прямо-таки запредельную чёрствость, что побуждает желать ему облома. Финал романа, однако, вырисован небезупречно. То же можно сказать и о, собственно, рисовке. Она непритязательна, но что гораздо хуже - кое-где просто небрежна, с нарушением пропорциональности лиц (особенно часто такое происходит с очаровашкой Ринной Кадзамацури). Зато великолепнейшие песни из оупенинга и эндинга (во всяком случае, первого) замечательно передают позитивное, с верой в человечество и стремлением в небо настроение сериала:

«Взгляни на небо, полное звёзд… И раскрыв своё сердце… Устремись по звёздному пути в будущее! Если тебе наскучили простые вещи… И больше не к чему стремиться… Вознесись выше на невидимых крыльях души! Потому что, человек, ты был рождён для полёта мечты…»

(КАЦУ. Звёздный путь в будущее // Пер. с яп.- Onibaku Fansub, пер. с англ.- Guruch & Geckon).

Если постараться, можно вспомнить и сюжетные минусы. Так, я не уловил, почему летают почти одни только малолетки - а куда деваются отучившиеся курсанты? Ещё мне, как программисту, показалось странным представление о внесении сбоя в работу главного сервера путём непреднамеренного прикосновения к клавиатуре консоли, да и задачки им там странные приходится решать, наподобие арканоида или тетриса. Физическая сторона второй части сериала показалась надуманной.

В целом, это не идеальный по исполнению, но не сказать, чтобы затянутый, несмотря на продолжительность, явный шедевр - сюжетом и - главное - уникальной атмосферой этот сериал заслужил такое звание.


«История Святого рыцаря из иного мира» - довольно-таки тяжеловесное название, особенно если учесть, что в оригинале слово «рыцарь», «киси» записано не обычными кандзи «騎士», букв. «конный воин», а «機師», букв. «мастер машины».

«Мастер машины» означает пилота гигантского человекоподобного робота ™. Только не разделяемой мною любовью масс к оным я и могу объяснить высокий рейтинг сериала, благодаря коему он у меня вылез вперёд очереди просмотра. Уж больно груб здесь дизайн персонажей - для претенциозного сериала, выходившего не бог весть когда, а с весны прошлого года. Право же, в мире Тэнти-лишнего (собственно, том самом «ином мире») их проработка всегда была более изощрённой; сюда же донёсся только голос Васю-тян.

Сериал в меру уныл. Сначала он обеспокоил меня схватками роботов, а когда они вскоре прекратились, я уж не знал, радоваться ли этому - ибо пошла банальная школьная комедия, живо напоминающая «Фамильяра Луизы-Нулизы», со сверхспособным, но зажатым попрыгунчиком, за коим охотится превосходящая тут уже всяческие приличия толпа девиц. Где-то с середины сюжет всё-таки начинает раскручиваться, тоже не потрясая воображения в основном своём течении. Режиссёр небрежен: например, на 28-й минуте 12-го эпизода у постели Кенси Масаки появляется Мэдзайя Фуран, прилаживая ему капельницу, и никто не замечает, что по сюжету её там быть не должно (две минуты спустя она там появляется уже по праву)! Да, а если вам хватило терпения досмотреть до изложения предыстории изображаемого мира, держитесь: она откровенно дурацкая.

А ещё мне не понравился главный герой. Черты старшего брата, Тэнти, проступают в нём ещё резче. Он производит впечатление перекачанного и хозяйственного деревенского дурачка сочетанием лёгкой внушаемости со слабой вменяемостью. Первое раскрыто в сюжете предельно прямо, а второе поясню для невнимательных. Кенси не строит никаких долгосрочных планов, у него как будто нет цели ни вернуться домой, ни вернуть себе память, ни обустроиться в новом мире. Его либидо притуплено едва ли не до полного отсутствия - ведь в его положении совершенно неестественно проявить желания к сближению ни с одной из девушек (впрочем, может, он гей? имеет право). Он пренебрегает просьбами. Например, Лашара, его сюзерен, просила не ходить в лес - он сразу же туда устремляется браконьерствовать, потом его просят не раскапывать летающий остров - он пропускает это мимо ушей. Притом он не в состоянии объяснить смысл своих рыболовно-собирательских и особенно рудокопных работ. Он просто тупо делает своё дело. Мозжечком думает этот парень, недаром одна из дам кличет его диким животным.


Впрочем, я не хочу сказать, что «История» совсем плоха, просто она, по-моему, не заслужила очень уж высоких оценок. Но приятные моменты в ней есть. Хороша серьёзная не по годам (Кэнси прямо спрашивает: «Госпожа Лашара, вам правда 12 лет?»; и, таки, она однажды срывается) королева Лашара Эрт ⅩⅩⅧ. Во всяком случае, лапку на Кэнси не накладывает, хотя комично отстаивает свой над ним сеньорат и рассудительно управляется с попавшимся в её распоряжении ценным ресурсом. Мэдзайя в роли учительницы тоже ничего; особенно доставляет её собственный гарем из учениц, порой мелькающий в кадре. Удалась и краснеющая необычно ярко для кулдере беленькая Юкинэ Мэр. Сюжет местами преподносит пикантные детали. Ну, и фансервис, куда же без него в таком произведении? В общем, смотреть можно.

космонавтика, социализм, фэнтази, аниме, цитаты, гарем, роботы, Мао Цзэдун, фантастика, картинки

Previous post Next post
Up