Моя колонка на
ОмскПресс.
«А почему ваш регион горит?» - спросил мой знакомый, живущий сейчас в канадском Монреале, когда я отправил ему по электронной почте картинку нового логотипа Омской области. И в самом деле, словно языки пламени вырываются из северных границ карты региона, которую чьё-то «креативное» сознание приняло за след медвежьей лапы. И сразу вспомнилась песня досточтимого БГ.
Лет восемь назад мне довелось побывать на мероприятии под названием «Ночь пожирателей рекламы» - тогда они ещё были в новинку для нашего города. «Первым актом спектакля» организаторы запустили показ рекламных роликов омского производства. В атмосфере наступившего в зале озадаченного молчания на сцену вышел представитель жюри, кажется, Лиссабонского фестиваля рекламы, россиянин, и произнёс сакраментальную фразу: «Теперь вы понимаете, почему российская реклама нигде ничего не выигрывает?»
Прошло восемь лет, но из телевизора на нас летят прежние сомнительного содержания слоганы, которые произносят чуть ли не те же самые голоса, которые делали это и восемь, и десять лет назад. Только теперь омские рекламщики решили, что пиарить шторы и карбюраторные чистилища больше не круто - теперь круто самим создавать бренды. Что такое «бренд» омские рекламщики тоже вряд ли понимают, но действуют по принципу тульского Левши: выполняют верховный указ с минимальным бюджетом создать что-то, что заткнет за пояс «енту аглицкую блоху».
Почему бюджет - по признанию министра экономики области Игоря Мураева - был отведён «брендобилдерам» минимальный - вопрос тоже отнюдь не праздный. Почему бы не выделить адекватные деньги если не Тёме Лебедеву и Марату Гельману, так по крайней мере, другим профессионалам, людям, которые разбираются в том, что такое бренд и как его строить. Если отдача от брендинга, которую рисуют авторы «лапчатого» логотипа, действительно столь велика - затраты на «покупку» профессионалов окупились бы с лихвой. Даже если бы кому-то не понравился созданной профессионалами бренд - ему бы ответили креативно, как в Перми: «Скептики будут посрамлены», мол, «А мы вам докажем!» В нашем случае дело отнюдь не в скептицизме - мнение экспертов и населения просто-напросто проигнорировали. Словно медведь с деформированной лапой, новый «бренд» области хромает в области дизайна, экономической эффективности, маркетинга и здравого смысла.
Смотреть презентационный ролик «омской лапы», который в home-video-качестве распространялся по интернету, было невозможно без вопроса: «Да ладно, они что, серьёзно?» Такое впечатление, что и ролик, и бренд, и логотип - всё делалось «на коленке», за пару часов до презентации. Кому и как в голову пришло сравнить карту Омской области с медвежьей лапой? Какие цели и задачи регионального развития символизирует отпечаток пятерни «хозяина тайги» и политического пространства России нулевых годов?
Что означает этот «бренд» вообще? Что на Омскую область наступил медведь? Призыв «дать на лапу»? Да и не водятся на большей части территории Омской области медведь - только на Тарском и Тевризском таёжном севере. Административные контуры Омской области напоминают след медвежьей лапы лишь отдалённо - а стилизовать высочайше утверждённые границы для лучшей визуализации «брендологи», видимо, не решились. В таком же виде "медвежья лапа", похоже, сильно пострадала - видимо, была обкусана (или обсосана) во время зимней спячки, а значит, наступать на неё медведю будет больно, и зверь будет хромать.
Дальше - больше, вещал автор «бренда» Станислав Иванченко: "Омск - опора России", «медвежью лапу» можно «вставить» в химическую промышленность, печатать «бренд» будут на кондомах, чтобы показать их прочность. Вспомнился популярный на прошлой неделе на YouTube ролик «Кремлёвские пиарщики». Ещё, по словам, Иванченко, «бренд можно вставить в молочную промышленность». Что, медведей в Омске решили доить? Нет, ну если это тонкий намёк на то, что регион готов тянуть деньги из федерального центра "по партийной линии" - это ладно, спишем на особенности чувства юмора Иванченко, а если это реальное ноу-хау нашего народного хозяйства? Значит, в ближайшем будущем должны появиться на прилавках продукты made in Omsk: кефир "Берлога", йогурт "Медвежье семя", презервативы, опять же, трёх разных размеров: "Три медведя" ("Кто вскрыл мою пачку и не использовал её до конца?")
К слову, говорить о том, что в Омске с брендингом всё так плохо вовсе не стоит. У целого ряда коммерческих предприятий бренд-буки весьма профессиональные и выполняют свою функцию на все сто. Группа компаний «Титан», завод имени Попова, Алкогольная Сибирская группа, проект жилого комплекса JustFitLife - их бренды разработаны до мелочей, в них нет ничего лишнего, а значит, и места для критики тоже нет. Да тот же «Авангард» - разве можно сравнить его логотип, придуманный омскими дизайнерами, и маркетинговую стратегию продвижения бренда даже с клубами-олигархами «Салаватом Юлаевым» или СКА, у которых она, эта стратегия, просто никакая? Почему не пригласили в дизайнерскую группу бренд-бука (а она вообще была?), тех, кто придумал «ястреба» на хоккейных свитерах?
Бороться с этим стыдобищем - «медвежьей лапой» - можно одним способом: созданием реально действующего бренда, который будет следствием тщательного социологического, культурного, экономического исследований, квинтэссенцией эмоций, а не политической конъюнктуры и бездарности. И заняться этим должны не чиновники, а предприниматели, которым не всё равно, что будут думать об их малой родине. Именно они должны привлечь профессиональных дизайнеров, маркетологов, филологов, музыкантов, возможно, даже своих, доморощенных, для создания настоящего бренда современного динамично развивающегося региона. Если не они - то больше просто некому. Может, чиновникам уже хватит «заказывать музыку»?
Да, кстати, о музыке.
«Эта область в огне, - слышалось мне в песне Гребенщикова, -
И нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей,
Пока мы не увязли в борьбе,
Она умрет, если будет ничьей.
Пора вернуть эту землю себе».
http://vkontakte.ru/note3067158_10407117