Необходимо принять во внимание, что в дополнение к Мухаммаду в его эпоху в Аравии действовало не менее пяти других монотеистических пророков...
В целом складывается впечатление, что возникновение ислама можно рассматривать как вполне логичное последствие аравийских процессов адаптации к социально-экологическому кризису VI в. в контексте развивавшихся автохтонных аравийских традиций пророчества и монотеизма, т. е. эта адаптация не была причиной возникновения ислама, а скорее создала во многих областях Аравийского полуострова социально-политическую среду, наиболее подходящую для развития в ней автохтонной аравийской монотеистической религии
Возникновение ислама "Итак, личные особенности руководящих людей определяют собою индивидуальную физиономию исторических событий, и элемент случайности, в указанном нами смысле, всегда играет некоторую роль в ходе этих событий, направление которого определяется в последнем счёте так называемыми общими причинами, т. е. на самом деле развитием производительных сил и определяемыми им взаимными отношениями людей в общественно-экономическом процессе производства. Случайные явления и личные особенности знаменитых людей несравненно заметнее, чем глубоко лежащие общие причины."
Г.В. Плеханов К вопросу о роли личности в истории