Год литературы начался весьма символично - с прочтения книги, за которой давно охотился. Дождавшись, наконец, когда произведение появится в твердом переплете, а затем одолев последние страницы четвертого тома Мартина о его Семи королевствах и не дочитав «Дьюма-Ки» Стивена Кинга обеими руками взялся за «Гроздья гнева» Джона Стейнбека.
Знакомство с американским классиком состоялось давно. Года два назад, а то и больше удалось прочесть «Зима тревоги нашей», которую биограф и критик Стейнбека Петер Лиска, если верить «Википедии», назвал «неопровержимым доказательством эстетической и философской неудачи поздней прозы писателя». Впрочем, меня книга не разочаровала до глубины души, но и бурного восторга не вызвала. Тем интереснее было поскорей взяться за одно из самых известных его произведений.
С первой и до последней страницы гроздья гнева в буквальном смысле зреют, и создается ощущение, что можно подойти к гневному дереву и потрогать эти наливающиеся плоды. Сначала зеленые, с распустившимися цветами надежды, которую, стоит отметить, главные герои не утратили даже в самые отчаянные минуты, а затем и спелые, брызжущие бордовым соком. Именно эта злоба позволяла, не смотря ни на что, двигаться вперед: «…страх покидал их лица, уступая место злобе. И женщины облегчённо вздыхали, зная, что теперь не страшно - мужчины выдержат; и так будет всегда - до тех пор, пока на смену страху приходит гнев».
Сюжет, как бы он ни был прост, интригует. Особенно под конец книги появляется безудержное желание узнать, что же будет дальше. А что дальше? Дальше только заводить двигатель и мчаться на поиски такой нужной и желанной, но до той самой злобной обиды трудной и безденежной работы. «Лошадей кормят, даже если они стоят без работы, хозяину и в голову не придет морить их голодом. А вот когда на него работают люди, плевал он на них. Выходит, лошадь дороже людей?»
Герои как дети - только они приближаются к цели, и судьба дает отворот-поворот, будто бы мать бьет по рукам ребенку, что тянется к конфетам, хотя сам наказан за свои проказы. Только вот в чем соль, ни семья Джоудов (главные герои), ни тысяч других как они ни в чем не виноваты. Так сложилось, что им пришлось сорваться с насиженных мест. Как говорил Матроскин, совместный труд - он объединяет, впрочем, как и общая беда: «голодным и сытым тесно вместе». В машине нет места, но они берут с собой соседей или приятелей, у них нет еды, но они делятся ей, у них нет ничего, кроме надежды и если отобрать и ее…«Отчаяться каждый может. А вот чтобы совладать с собой, нужно быть человеком». И человечность эта остается с вынужденными путешественниками до самого конца.
Знакомство с американским классиком состоялось заново. И теперь, когда меня спросят «какая твоя любимая книга?» к «Сто годам одиночества» Маркеса и «Скотному двору» Оруэлла, пожалуй, она не добавится. Но «Гроздья гнева» это те гроздья, чьи плоды стоит попробовать.
Из книги:
- Смолоду кажется, что тебя хватит на тысячу жизней, а на самом-то деле дай бог одну прожить
- Сколько у тебя есть в кармане, на столько у тебя и свободы
- Не заносись верою выше орла, не будешь ползать вместе с червями
- Женщине легче переделаться. У женщины вся ее жизнь в руках. А у мужчины - в голове
- Женщины и дети твердо знали: нет такой беды, которую нельзя было бы стерпеть, лишь бы она не сломала мужчин