Пальто Цезаря, или до чего могут дойти эксперименты: рецензия на оперу «Юлий Цезарь» МЕТ Опера

Sep 18, 2013 22:00

«Юлий Цезарь» - опера, рассказывающая о похождениях древнеримского полководца в Египте, была показана предпоследней в программе Летнего театрального фестиваля. Но в этот раз в старой истории произошли большие перемены.



Автор оперы, великий композитор  Георг Фридрих Гендель, взял за основу драму Дж. Ф. Буссани, которая, кстати, была написана по реальным событиям: эпизоду гражданской войны в Риме (48-47 гг. до н.э). Юлий Цезарь нанёс поражение своему сопернику Помпею и преследовал его до Александрии, столицы Древнего Египта. Царством правили Клеопатра и её младший брат Птолемей, последние из династии, которая заняла трон после завоевания Египта Александром Македонским. Немного редактировав сюжет, использовав либретто Никола Франческо, гениальный немецкий композитор создал величайшую оперу в трех актах на итальянском языке, которую назвал просто: «Юлий Цезарь»

Вот краткий сюжет постановки: Юлий Цезарь с триумфом вступает в Египет, преследуя бежавшего туда Помпея, ищущего убежища у царя египтян Птолемея. Корнелия, жена Помпея, просит Цезаря пощадить супруга. Великодушный Цезарь соглашается. Но вероломный Птолемей, желая угодить римскому полководцу, убивает Помпея. Корнелия и её сын Секст клянутся отомстить за смерть мужа и отца. Тем временем сестра Птолемея Клеопатра, мечтающая о египетском престоле, пытается завоевать сердце Цезаря, воспользовавшись его гневом по поводу поступка брата. Тот обещает ей свою помощь. Клеопатра легко склоняет на свою сторону Корнелию и Секста, обещая помощь в убийстве Птолемея. Покушение не удаётся, и Птолемей заковывает Корнелию в цепи. Отныне она будет рабыней. Египетский военачальник Акилла предлагает ей свободу взамен любви, но та отвергает его.



Цезарю угрожает опасность. Во время свидания с Клеопатрой его предупреждают, что воины Акиллы бегут сюда с намерением убить его; он вынужден скрыться. Птолемей домогается любви Корнелии. Желая защитить мать, Секст хочет убить Птолемея, но Акилла спасает царя и сообщает ему о гибели пытавшегося бежать Цезаря. В награду он требует Корнелию, но Птолемей, в своё время обещавший ему Корнелию, отказывает полководцу. Акилла взбешён и решает изменить царю, перейдя к восставшей Клеопатре.
В битве Птолемей одерживает победу. Акилла смертельно ранен. Перед смертью он вручает Сексту перстень - знак власти над войском. Весть о гибели Цезаря оказывается ложной, и Секст отдаёт ему перстень. Цезарь с войском врывается во дворец Птолемея и освобождает захваченную в плен Клеопатру. Секст убивает ненавистного Птолемея. Цезарь передаёт власть в Египте Клеопатре, которая признаёт господство Рима над Египтом. Отныне закончены распри. Народ ликует.



В рамках Летнего театрального фестиваля в кинотеатре СИНЕМАПАРК DeLUXE была показана обновленная версия этой оперы. Зрители увидели постановку Метрополитен опера 2012 года режиссера Дэвида МакВикара. Режиссер пошел крайне далеко и очень смело - перенес действие в антураж Англии империалистической XIX века. Юлий Цезарь носит алое пальто, пьет нечто похожее по цветы на скотч, Секст - брючный костюм, и так далее. Крайне неожиданный и невероятно амбициозный ход, не считаете? И в этой ситуации у человека, не разбирающегося профессионально в искусстве театра, встает вполне логичный вопрос: приемлемы ли такие изменения? Не находится ли ряженый в алое пальто Цезарь за чертой хорошего искусства? Эти вопросы задал себе и я, но так и не смог на них ответить. Безусловно, МакВикар гениально подобрал голоса для персонажей, вокальная составляющая постановки безупречна. Чего стоит один только Цезарь в исполнении Дэвида Дэниэлса со своим блестящим контратенором, так виртуозно и играючи исполняющий свою партию, что даже дух захватывает. Но, например, тот факт, что режиссер добавил в игру актеров немного маскарадного юмора, настораживает. Также из маскарадного - декорации на сцене меняются прямо перед зрителями. Мы будто находимся в ситкоме, где перескакиваем из одного павильона в другой. «“Юлий Цезарь” - это калейдоскоп, а не опера: наполовину комическая, наполовину трагическая приключенческая история. Там и любовная линия, и драма, и политические ухищрения, и сложные семейные взаимоотношения - и всё это в сочетании с истинными чувствами и трагедией. Это настоящее чудо, которое дало мне возможность воплотить всё, что я считаю важным в опере» - пытается объяснить свое поведение режиссер.

Так и не смогли разобраться, переходит ли эта постановка границы дозволенных изменений классики или нет? Вот небольшая подсказка: постановка стала хитом на Глайндборнском фестивале, да и сам факт появления ее на сцене одной из главных мировых оперных площадок говорит о многом. Но Цезарь в алом пальто…

рецензии

Previous post Next post
Up