ИМТУ есть высшая техническая школа
и имеет своей целью доставление
учащимся высшего научно-технического
образования, а так же разработку и развитие наук и их применений.
Из Устава ИМТУ
В первой части мы прогулялись по территории бывшего Слободского дворца, узнали, как менялся его облик с течением времени. Пришло время узнать "внутреннюю кухню" учебного заведения: чему, а главное, где учили студентов.
Итак, официально днем основания университета считается 1 июля 1830 года. После окончания перестройки дворца для целей учебного заведения, в него были переведены первые 24 воспитанника из Воспитательного дома для обучения ремеслам. Четырнадцать детей обучалось ремеслу портному, а оставшиеся десять - башмачному. Таким было Ремесленное Учебное Заведение в начале своего функционирования.
Двадцать девятого июля 1832 года была освящена церковь нового заведения во имя святой Марии Магдалины (выбор святой очевидно определялся источником поступления младенцев в Воспитательный Дом). Она находилась в ротонде, выходящей в сад.
После в этом помещении располагался зал Ученого совета, а теперь - приёмная комиссия МГТУ.
Не сразу Ремесленное Учебное заведение завоевало славу и признание, и, как писали историки XIX века, оно "находилось на степени ремесленного училища низшего разряда и представляло собой куриозное учебное заведение, состоявшее более чем из двенадцати примерных казённых мастерских, где 300 питомцев Воспитательного Дома обучались разнообразнейшим мастерствам..."
Постепенно система преподавания в Заведении изменилась. Кроме первоначального курса обучения, включавшего в себя чтение и письмо, арифметику, чистописание и церковное пение, уже в конце 1832 года в РУЗ начинают преподавать геометрию и начальные правила алгебры. В 1834 году открывают так называемые высшие классы, призванные готовить не просто ремесленников, а - учёных мастеров, в связи с чем в курс обучения вводят физику, химию и механику.
В 1837 году было упразднено обучение сапожному и портняжному ремеслам. В том же году вышел указ Николая I, согласно которому все питомцы Воспитательного Дома после окончания становились крепостными, и практически единственным способом этого избежать было поступление в РУЗ. Вместо последних учеников туда стали попадать лучшие. Изменился и директор - им стал Адольф Андреевич Розенкампф, человек, который своей волей и напористостью сумел заложить основы для лучшей инженерной школы.
В 1838 году открылась механическая мастерская и началось преподавание практической механики и химии, а ещё через два года - начертательной геометрии. В 1844 - чугунолитейная и модельная мастерская для неё.
Не берусь утверждать, что мною была найдена именно эта мастерская, но та, которую вы увидите, не простая: как гласит доска при входе, в ней занимался сам Владимир Григорьевич Шухов.
С вводом нового устава обучение стало как практическим, так и теоретическим. Теоретическое обучение в заведении составляли следующие предметы: Закон Божий, чистописание, российская грамматика, немецкий язык, арифметика, геометрия, алгебра до уравнения высших степеней, плоская тригонометрия, начертательная геометрия, приложенная к рисованию и перспективе, практическая механика, физика и химия, приложенная к ремёслам, география России вкратце, рисование и черчение.
Практическое обучение составляли мастерства: кузнечное, слесарное, токарное, столярное, резное, гравёрное, чеканное, модельное, жестяничное, футлярное и переплётное, литейное для чугуна, меди и олова, рисование узоров и приготовление форм для набивки материй.
При Заведении был создан небольшой, но правильно устроенный завод, оснащённый самыми современными по тому времени станками и паровыми машинами, который позволял не только обучать воспитанников всему процессу изготовления изделий, но и выполнял реальные заказы промышленности.
Паровая машина, изготовленная в РУЗе
В 1855 году были открыты лаборатории аналитической и технической химии. Теоретические занятия проходили в лекционной аудитории,
теперь это аудитория №323, назначение которой неизменно - здесь юные бауманцы постигают основы химии.
Сохранились и высокие кессонированные потолки, и массивные двери, ведущие в подсобные лаборатории и в коридор, а вот парты недавно заменили на современные, с одной стороны, оно и к лучшему: на старых ни писать, ни спать во время лекции не удобно было, а с другой - пропало обаяние старины.
Неизменный спутник химических аудиторий - доска с таблицей Менделеева.
Практическую подготовку химики проходили в аналитической и технической лабораториях, где после общеучебных работ делали анализы, изучали различные производства, в том числе мыловаренное, поташное (особенная зола), свечное, винокуренное.
Была и физическая лаборатория.
Теперь занятия проходят так.
К 1860 году в учебном плане МРУЗа были такие курсы, как начертательная геометрия, теоретическая и прикладная механика, гидростатика и гидродинамика, теория двигателей, общая химия, аналитическая химия и химическая технология. Постоянно совершенствовалось оборудование учебных лабораторий. Уровень образования рос, а воспитанники по-прежнему получали на выходе звание ученого мастера (по нашим меркам - среднее техническое образование). Следовали долгие переговоры о статусе учебного заведения, и лишь в июне 1868 года был принят устав Императорского Московского Технического Училища, оно было признано школой, выпускающей инженеров.
Каким было обучение в 1860-х годах можно узнать по воспоминаниям профессора Петра Кондратьевича Худякова:
В приготовительных классах преподавание математики заканчивалось геометрией и тригонометрией, а в общих классах основательно прорабатывалась высшая математика, кончая теорией вероятностей.
Изучение родного языка продолжалось в течение пяти лет и заканчивалось довольно полным знакомством с русской классической литературой и логикой, приучиванием нас грамотно и свободно писать сочинения на заданную тему.
Изучение французского и немецкого языков длилось также по пять лет. Говорить на этих иностранных языках мы, однако, не научились, но переводили со словарём технические книги и журнальные стать неплохо.
Хорошо было поставлено преподавание черчения вообще, технического черчения и съёмки с натуры в особенности. Над всем этим возились мы шесть лет. И это давало нам основательную подготовку к восприятию цикла технических наук, на усвоение которых было отведено в учебном плане место в двух последних общих классах и в трёх специальных.
Изучение учебного мастерства длилось восемь лет: по полугоду - токарные по дереву мастерские и токарные по металлу; полный год - модельная мастерская, ещё год - слесарная мастерская; два года - сборочная мастерская и работа на станках механической мастерской; по году - кузнечная и литейная мастерские и год - на монтажные работы, уход за паровой машиной и котлом.
13 ноября 1874 было представлено ходатайство об учреждении при ИМТУ «Общества Учёных Техников». Мысль об организации собственного общественного органа зародилась в среде выпускников ИМТУ в начале семидесятых годов и была поддержана директором Виктором Карловичем Делла-Восом. Первоначальной целью подобного объединения было сохранение связи со школой и взаимопомощь выпускников в различных областях их деятельности. Про это Общество, а также здание, построенное для него уже
написано тут.
После введения в ИМТУ курса под названием "Построение машин" было положено начало формированию современной кафедры "Детали машин". В 1881 году Дмитрием Николаевичем Лебедевым был выпущен курс лекций, который положил начало систематическому и самостоятельному учению о деталях машин в России. Сегодняшний зал курсового проектирования также интересен: за массивной дверью
скрывается просторный зал,
есть и настоящие примеры механизмов.
5 июля 1887 года появляется указ о переводе Училища в ведомство министерства просвещения. При этом в Воспитательном Доме продолжилось обучение ремёслам в соответствии с задачами благотворительными, от решения которых Училище давно отдалилось. А здесь как у медали было две стороны: с одной - радость освобождения, а с другой - избавление от опеки Ведомства Учреждений Императрицы "избавило" и от выделяемых денег. Поиском денег пришлось заняться директору, который смог с одной стороны добиться большего финансирования государственного, а с другой - привлечь множество частных пожертвований, как небольших, так и очень крупных ( к примеру, сто тысяч рублей на постройку института механической технологии волокнистых веществ от вдовы Тимофея Морозова ). Не все жертвователи, разумеется, были столь богаты, как Морозовы, однако подобная благотворительность стала почётной, в результате чего в Училище выплачивалось несколько десятков частных стипендий, дарились деньги на закупку оборудования и других необходимых вещей.
В 1895 году был утвержден новый Устав ИМТУ, согласно которому срок обучения сократился до пяти лет.
В конце XIX века в стране происходили многочисленные студенческие волнения, не обошедшие стороной и ИМТУ. Однако в его стенах они не были столь бурными, как, например, в Императорском Московском университете, и не привели к серьезным столкновениям с полицией. Помимо этого и само руководство ИМТУ не пускало полицию на территорию училища.
Абитуриенты 1900 года
В 1905 году занятия не проводились до апреля следующего года, тем не менее приём абитуриентов состоялся. Во время перерыва была подготовлена новая, предметная система обучения, предоставляющая возможность каждому студенту самостоятельно определять продолжительность и содержание своего обучения в рамках 35 вновь введенных специализаций. Посещение всех видов занятий, равно как и сдача любых контрольных мероприятий объявлялись свободными, экзаменационная сессия проводилась три раза в год - в сентябре, январе и мае. При этом студент мог пересдавать экзамен неограниченное число раз. Интерес к учёбе возрос: если в 1905 году в ИМТУ насчитывалось 1251 слушателей, то к 1909 - уже 2400. Однако, полная свобода привела к появлению немалого числа так называемых “вечных студентов”, которые вовсе не торопились получать дипломы, считая жизнь в Училище гораздо более привлекательной, чем дальнейшую трудовую деятельность.
Экзаменационный лист абитуриента 1908 года
1906 год знаменателен и началом функционирования дома Политехнического Общества, о котором я подробнее писала
здесь.
Развивались научные школы ИМТУ. В 1908 году открывается лаборатория технологии металлов, в 1910 - аэродинамическая и лаборатория паровых котлов, в 1914 - холодильная. Кроме того, в Училище в это время существуют учебные мастерские, геодезический кабинет, лаборатории аналитическая, гидравлическая, грузоподъёмных машин, красильных веществ, технологии минеральных веществ, неорганической химии, паровозная с кабинетом подвижного состава, строительных материалов, физическая, механической технологии волокнистых веществ, лаборатории по отоплению и вентиляции. Предполагалось даже построить в районе ИМТУ железнодорожную петлю, однако за недостатком места не построили.
Билет на право входа и Предметная книжка студента ИМТУ. 1914 год
Пропуск и зачетная книжка. 2000-е годы В марте 1917 года Николай II отрекся от престола. 6 марта Учебный комитет Училища принимает следующее постановление:
1. Училищу именоваться отныне Московским Высшим Техническим Училищем впредь до обсуждения в общем порядке наименований государственных учреждений;
2. При решении вопросов, по уставу Училища не подлежащих его непосредственному разрешению, сноситься с Министерством Народного Просвещения через комиссара по московским учебным заведениям С.А. Чаплыгина или через отдел промышленных училищ министерства;
3. Признать полную свободу студенческих организаций;
4. Принципиально признать желательным предоставление помещений Училища для собраний служащих Училища, для собраний студентов Училища, для районных собраний, кооперативных и прочих, не допуская, однако, в стенах Училища собраний по вопросам политическим;
5. Возобновление учебных занятий признать желательным и обсудить совместно со студентами условия и порядок, при которых такое возобновление может состояться.
Большая часть интеллегенции отрицательно восприняли Октябрьскую революцию. В первые годы советской власти было принято много необдуманных и скоропалительных решений, не выдержавших проверки временем. Но при этом можно абсолютно точно утверждать, что в тот трудный период для страны и образования из МВТУ эмигрировало в зарубежные страны единицы специалистов по сравнению с другими вузами. В училище продолжали работать профессора и преподаватели участники «белого движения», а причина заключалась в том, что большинство профессоров и сотрудников МВТУ считали своим долгом работать в училище на благо своей страны, на благо молодежи, которая приходила в училище.
В 1930 году произошло разделением МВТУ на несколько вузов, в здании Слободского дворца осталось Высшее механико-машиностроительное училище, организованное на базе механического факультета и переданное в ведение Наркомата тяжелой промышленности СССР.
22 июня 1941 года по сложившейся традиции проводился день открытых дверей, где сотрудники, студенты и абитуриенты узнали о начале Великой Отечественной войны. В этот же день началась запись добровольцев в 7-ю дивизию народного ополчения Бауманского района, в которую решили пойти более 500 человек.
В октябре 1941 года Правительство СССР приняло решение об эвакуции из столицы НИИ, вузов и учреждений культуры. МММИ Н.Э. Баумана направлялся в Ижевск, все студенты ежедневно по 11 часов работали на оборонных предприятиях, а занятия начинались поздно вечером. За короткий срок многие из них успешно освоили рабочие профессии, затем стали работать в технологических бюро и на заводах.
В конце 1941 года на базе мастерских и оставшейся после эвакуации части лабораторной базы в институте был организован оборонный завод, который включал в себя литейный, кузнечный, сварочный, термический, инструментальный, гальванический и два механических цеха. С осени 1943 года в Москве возобновились занятия Московского Высшего Технического Училища, директором которого в сентябре был назначен генерал-майор, профессор Е.С. Андреев. В том же году МММИ было возвращено прежнее название - МВТУ.
В 1960 году была возведена высотная часть главного корпуса. Левое и правое крыло построены в виде циркуля и изнутри имеют следующий вид.
В оформлении интерьеров присутствуют ампирные мотивы:
28 апреля 1980 года МВТУ им. Н.Э. Баумана было награждено орденом Октябрьской Революции в связи со 150-летием со дня основания и за заслуги в научной работе и подготовке высококвалифицированных кадров. Тогда же появилась и памятная мозаика.
Свое нынешнее название - МГТУ имени Н.Э.Баумана - университет получил 27 июля 1989 года. В 1990-е годы вузу жилось несладко: уменьшились государственные заказы на продукцию ракетно-космических и оборонных предприятий, выпускникам было сложно найти работу - но, как мы знаем, в истории уже были сложные, переломные моменты, и из них МГТУ выходил с честью.
Совсем недавно в университете был ремонт, и многие коридоры бывшего Слободского дворца получили "евроотделку",
Проход к приёмной комиссии
"Красная площадь"
а какие-то, как, например, проход в "Обжорный ряд" - место скопления столовых и буфетов, остались без внимания.
Вот так неспешно мы и добрались до века XXI, но это не конец, ведь время не стоит на месте, и каждое новое поколение студентов пишет свою, новую, страницу в истории университета.
Использованная литература:
сайт МГТУ им. Н.Э.Баумана,
Википедия