Российский рубль: на нефтяной игле

Apr 02, 2020 16:21

Оригинал:
Российский рубль: на нефтяной игле

Все знают, что российская экономика сидит на нефтяной игле. А вот как она там сидит, в удобной ли позе, и долго ли ей там ещё сидеть, знают не все. Так давайте же, пользуясь передышкой от ненужной суеты, разберемся не спеша в особенностях взаимоотношений нашей экономики с мировым рынком нефти.

Официальные данные будем брать из трех источников:

1.       Российский статистический ежегодник

2.       Federal Reserve Economic Data

3.       ЦБ РФ

ссылки на которые подразумеваются в дальнейших расчетах и графиках.

И начнем мы с добычи и переработки нефти:



Добыча пока растет, но долго ли будет этот рост продолжаться, мне неизвестно - это вопрос к специалистам. Говорят, пик нефти вот-вот уже…

Мы же разберемся, как нефть влияет на наш ВВП, а для этого возьмем ВВП РФ в текущих долларах США и поделим на цену барреля нефти Брент в текущих долларах США. Получим ВВП России в баррелях нефти.



Вот так будет выглядеть произведенный в России конечный продукт, если в качестве меры стоимости взять, как в старые добрые времена, товарный эквивалент в виде бочки нефти. Коэффициент 0,892 показывает ежегодный прирост этого самого продукта на 892 миллиона бочек, переменная х - это номер года (для 2004, х=1). Слагаемое 13,16 соответствует «начальным данным» для х=0, в анализе такие слагаемые чаще игнорируются в силу их статистической неустойчивости. Долго ли наш ВВП будет прирастать бочками, зависит от ответа на вопрос о росте добычи:



Я уж не буду переводить тонны в баррели (тонна≈7бочек), это не повлияет на характер зависимости.

Хотя нет, ради интереса:

Отношение ВВП (млн тонн нефти) к добыче нефти (млн тонн),

(ВВП в млн баррелей/7/добыча нефти, млн тонн)

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

4,8

4,3

4,5

5,2

5,0

5,7

5,4

5,2

5,4

5,8

5,7

6,9

7,6

7,6

6,0

6,6

Выводы каждый может сделать сам.

Россия, будучи участником международной торговли и финансовых отношений, имеет золото-валютные резервы (ЗВР), находящиеся на балансе Центрального банка. Отношение величины этих резервов (в долл) к ВВП России (в долл) составляет примерно 25-30%



А раз уж мы считаем ВВП в бочках, то и ЗВР тоже посчитаем в бочках



Таким образом, если ничего не изменится, то ЗВР будут прирастать ежегодно примерно на 301 млн бочек нефти (об этом говорит коэффициент 0,301). Напомню, что здесь х - это номер года, 2004год =1.

А вот от ЗВР зависит наша российская денежная база (ДБ), т.е. количество денег в экономике. Многие не догадываются, что эмитированные Банком России деньги находятся у него в пассиве баланса, а ЗВР - в активе. И соответствие между ними устанавливается через обменный курс доллар-рубль. Чтобы увеличить количество денег в обращении, ЦБ должен «напечатать» рубли и купить на них доллары (на внутреннем рынке). А доллары мы, известно, получаем от экспорта. Проще говоря, чтобы рублей в российской экономике стало больше, нужно больше получить доходов от экспорта, пересчитанных в рубли по курсу ЦБ.

Соответствие между ДБ, ЗВР и обменным курсом рубля в последние годы установилось с коэффициентом 2. Причины этого здесь обсуждать не будем. На графике показан рыночный (красным) и расчетный через ЗВР (синим) курсы доллара США к рублю, годовые скользящие средние, к началу периода.



Рублевые доходы от экспорта нефти более чем наполовину определяют бюджетные доходы, позволяющие нормально функционировать государству. И вообще, затраты у нас считаются в рублях. Поэтому не только для обеспечения бюджетных расходов и товарооборота, но и для обеспечения нормального функционирования предприятий-экспортеров необходимо, чтобы рублевые доходы от экспорта соответствовали растущим по инфляции затратам:



Это рублевая стоимость барреля нефти. В среднем ежегодно стоимость рублебочки увеличивается на 177 рублей, что в настоящее время соответствует темпу прироста 4% - это наш таргет по инфляции. Отклонение от этого тренда чревато серьезными последствиями. Это недобор бюджетных доходов, сокращение расходов (уже неизбежное, очевидно). Льготный проезд уже отменили под крики о карантине, на очереди другие льготы. Будут уменьшены все расходы, которые можно уменьшить. Но есть то, что уменьшить нельзя - затраты на добычу и транспортировку нефти и на все, что связано с жизнеобеспечением населения и государства в целом.

Минимальный уровень на данный момент определен в 2100 рублей за баррель (красная точка на графике). И мы уже на этом уровне. Что дальше? Отступать некуда - позади Москва, т.е. способность этой самой Москвы выполнять свои функции управления.

Что будут делать? Договариваться с Трампом? Он не факир, даже ФРС его слушать особенно не будет, а уж мировая экономика тем более. Реально можно только снизить расходы внутри страны, что и будут продолжать делать, пользуясь ничего не подозревающим коронавирусом. А ещё уменьшить потребление нефти внутри страны, чтобы была возможность увеличить экспорт. Ради этого не летают самолеты, ради этого пожертвовали наименее ценным членом коллектива - малым бизнесом, ради этого позакрывали отделения банков.

Нас же сейчас будет интересовать вполне земной вопрос - какой ожидать курс доллара, ведь читающая публика давно уже запаслась «тушенкой, патронами»© и долларами в тумбочке.

Поэтому давайте подведем итоги нашего обзора. Итак, минимально возможный курс доллар-рубль рассчитывается по формуле:

2100 руб/(долл за баррель)



Этот курс долго держаться не может, при нем бюджет не обеспечит минимально необходимые расходы. Если только увеличить государственный долг? А дадут?

Вероятно, курс будет повышен. Цель - до уровня

3500/(долл за баррель)

То есть раза в полтора. Альтернатива - повышение цены нефти более чем в полтора раза.

В долгосрочной перспективе должен соблюдаться баланс между ДБ и ЗВР. Поэтому долгосрочная цель

2*ДБ в руб/ЗВР в долл

А пока происходящее все больше напоминает переход к мобилизационной экономике.

ввп, курс рубля, нефть

Previous post Next post
Up