Ту‑160М2. Работать будут все!

Mar 27, 2016 00:03


ОАК впервые в истории современной авиации объединила конструкторские бюро для ускорения работы над проектом: к модернизации Ту-160 подключили ОКБ Сухого, РСК «МиГ» и КБ Ильюшина




Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) приняло решение подключить к процессу создания модернизированного варианта самолета Ту‑160 - бомбардировщика Ту‑160М2 - сразу несколько отечественных конструкторских бюро. Такой подход будет применен впервые в истории современной авиации.


В целях скорейшего выполнения задачи по подготовке производства с конца 2015 года были развернуты работы по выпуску электронной конструкторской документации по планеру самолета без внесения в конструкцию планера изменений, требующих статических испытаний, - рассказал «Известиям» вице-президент ОАК по программам и стратегии Александр Конюхов. - Соисполнителями у «Туполева» стали ОКБ Сухого, РСК «МиГ», корпорация «Иркут», ТАНТК им. Г.М. Бериева, КБ Ильюшина, МАИ. Подключение соисполнителей было вызвано сжатыми сроками выполнения поставленной задачи. Получаемый опыт взаимодействия нескольких КБ можно расценивать как первый шаг к созданию «виртуального КБ ОАК», способного в будущем решать комплексные задачи по созданию перспективных воздушных судов в сжатые сроки.

В апреле прошлого года министр обороны Сергей Шойгу поручил возобновить производство бомбардировщика Ту‑160 в модернизированном виде. Обновленный самолет будет называться Ту‑160М2. До 2020 года на вооружение Воздушно-космических сил планируется поставить 10 таких самолетов. Ту‑160М2 отличается от своего предшественника новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения. По сути это будет новый самолет со старым обликом.



- Впервые в истории отечественной авиации инженеры практических всех ведущих школ - Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна - собраны и работают в одной команде, - отмечает заместитель гендиректора компании «Туполев» по проектированию, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Валерий Солозобов. - Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Задача - создать около полумиллиона чертежей в 3D-формате в современных программах, завершить проектирование и подготовить их к промышленному производству. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах.

ОАК объединила в «виртуальное КБ» рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу и расположенных примерно на 40 различных площадках - авиастроительных КБ и заводах, предприятиях-смежниках. Специально под проект Ту‑160М2 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Учитывая географическую распределенность предприятий-кооперантов проекта (от Дальнего Востока до центра европейской части страны), работа с едиными конструкторскими данными проекта может вестись практически круглосуточно.



в технологических лесах несколько Ту-160..

- В течение очень сжатого отрезка времени нам предстоит создать новую конструкторскую документацию для проекта модернизации самолета, - говорит генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков. - При реализации проекта Минобороны Минпромторг, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы. Мы уверены, что сможем добиться лучшего результата.

Ряд ведущих конструкторских школ - «Сухого», «Иркута» - уже имеют опыт создания современных самолетов поколений 4++ и 5. Однако в каждом КБ сложилась своя практика проектирования в определенных программах, используются свои протоколы обмена информацией. Для унификации руководство ОАК выбрало решение на базе продукта ЭЛОИЗ, эта программа широко используется конструкторами.

- В России существуют мощные школы проектирования в разных фирмах. Благодаря совместной работе конструкторы в разных регионах страны получили возможность обмениваться опытом друг с другом, перенимать навыки, - подчеркивает Валерий Солозобов.

ИСТОРИЯ БОМБАРДИРОВЩИКА

Задание на проектирование было сформулировано еще в 1967 году Советом министров СССР. К работе привлекли конструкторские бюро Мясищева и Сухого, которые предложили свои варианты через несколько лет. Это были бомбардировщики, способные развивать сверхзвуковую скорость и на ней преодолевать системы ПВО. Конструкторское бюро Туполева, имевшее опыт разработки бомбардировщиков Ту-22 и Ту-95, а также сверхзвукового самолета Ту-144, не участвовало в конкурсе. Победителем в итоге признали проект ОКБ Мясищева, однако конструкторы отпраздновать победу не успели: правительство через некоторое время приняло решение закрыть проект в ОКБ Мясищева. Вся документация по М-18 была передана в ОКБ Туполева, подключившееся к конкурсу с «Изделием-70» (будущий самолет ТУ-160).

К будущему бомбардировщику предъявлялись следующие требования:

• дальность полета на высоте 18 000 метров на скорости 2300-2500 км/ч в пределах 13 тысяч км;
• дальность полета у земли в 13 тысяч км и на высоте 18 км на дозвуковом режиме;
• к цели самолет должен приближаться на дозвуковой крейсерской скорости, преодолевать ПВО противника на крейсерской скорости у земли и в сверхзвуковом высотном режиме.
• общая масса боевой нагрузки должна составлять 45 тонн.



Первый серийный самолет Ту-160 №1-01 (на заднем плане) в сборочном цехе КАПО им. С.П. Горбунова

35 ЛЕТ В ВОЗДУХЕ
Первый полет прототипа (Изделие «70-01») был осуществлен на аэродроме «Раменское» в декабре 1981 года. Изделие «70-01» пилотировал летчик-испытатель Борис Веремеев со своим экипажем. Второй экземпляр (изделие «70-02») не летал, его использовали для статических испытаний. Позднее к испытаниям подключился второй самолет (изделие «70-03»).

Серийное производство стратегического бомбардировщика Ту‑160 было развернуто в 1984 году на Казанском авиационном заводе имени Горбунова (ныне входит в состав компании «Туполев»). Производственная кооперация самолета в советское время включала около 600 крупных поставщиков. Ту-160 стал самым большим в мире военным самолетом в своем классе: его вес около 300 т. За белоснежную окраску и грациозный полет самолет получил неофициальное название «Белый лебедь».
Уникальные характеристики позволили Ту‑160 поставить более 40 мировых рекордов.

В 1992 году Борис Ельцин решил приостановить продолжавшийся серийный выпуск ту 160, если США остановят серийное производство B-2. к тому времени было произведено 35 самолетов. КАПО к 1994 году КАПО передало шесть бомбардировщиков ВВС России. Они были дислоцированы в Саратовской области на аэродроме Энгельс.

В 2008 году госзаказчику был передан последний на сегодня Ту‑160. Новый самолет получил название «Виталий Копылов»

Тактико-технические характеристики самолета Ту-160

Экипаж: 4 человека
Габаритные размеры Ту-160
Длина: 54,1 м; Размах крыла: 55,7/50,7/35,6 м; Высота: 13,1 м; Площадь крыла: 232 м²
Масса пустого: 110 000 кг
Нормальная взлётная масса: 267 600 кг
Максимальная взлетная масса: 275 000 кг
Двигатели: 4 × ТРДДФ НК-32
Тяга максимальная: 4 × 18 000 кгс
Тяга на форсаже: 4 × 25 000 кгс
Масса топлива: 148 000 кг
* * *
Максимальная скорость: на высоте - 2200 км/ч (М=1,6); У земли - 1030 км/ч (М=0,84)
Крейсерская скорость: 850 км/ч (М=0,69)
Максимальная дальность без дозаправки: 18 950 км
Практическая дальность без дозаправки: 12 300 км
Боевой радиус: 6000 км
Продолжительность полёта: 25 ч
Практический потолок: 22 000 м
Скороподъёмность: 4400 м/мин
Длина разбега/пробега: 900 м
Тяговооружённость: при максимальной взлётной массе-0,37; при нормальной взлётной массе-0,36

НЕ УЧЕБНАЯ УЧЁБА

Особой датой в истории самолета стало 16 ноября 2015 года. этот день стал по-настоящему историческим для российских Вооруженных сил: стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС, никогда до этого не участвовавшие в боевых действиях, получили боевое крещение в небе над Сирией: нанес массированный ракетно-бомбовый удар по позициям террористов "Исламского государства"

Previous post Next post
Up