О России с любовью

Nov 21, 2008 10:54


 Итак обещанный отрывок, но сначала немного об авторе, Анна-Лена Лаурен или просто Аня, моя давняя подруга, умница и просто хороший человек. Аня живет и работает в Москве - журналист финского телевидения это я вам скажу ого-го. Она недавно выпустила книгу на шведском о России, книга пользуется большим успехом и я надеюсь когда-нибудь выйдет и в России. Данный отрывок был переведен Натальей Толстой, прошу любить и жаловать :


У HИХ ЧТО-ТО С ГОЛОВОЙ, У ЭТИХ РУССКИХ

(Наброски с натуры)

Алексею Янсону - без тебя не было бы этой книги,

Илье Александрову, Екатерине Александровой, Татьяне Андриановой, Дмитрию Андрианову, Ксении Сидоровой, Яне Набоковой, Анне Чумаченко, Николаю Чумаченко, Марине Шумилиной, Наталье Шумилиной.

Светлане Янсон - мир ее праху.

Предисловие

Эта книга - о моей России. Я не пытаюсь охватить мысленным взглядом всю страну, ее историю, политику и экономику, это лишь размышления о той России, которую я узнала за последние десять лет жизни. Книга эта очень личная и пристрастная, потому что для меня Россия не только объект наблюдения и анализа. Россия - это страна, которую я люблю. Как журналист я стараюсь говорить объективно, но как частное лицо не могу заставить себя  относиться к этой стране нейтрально. Россия захватила меня и изменила мою жизнь: никогда, никогда я не смогу быть к ней равнодушной.

Россия - неблагодарная страна. Россия иррациональна, неудобна, непостоянна, само-достаточна, своевольна, сердечна, щедра, суеверна, злопамятна и одновременно милосердна. Нужно время, время и еще раз время, чтобы в самых общих чертах понять русское общество. Вообще-то я не люблю рассуждать о менталитете, но нельзя отрицать, что русский мента-литет существует. Он непонятен финну, потому что русское самосознание формировалось в совершенно особых исторических условиях, хотя в прошлом у нас  была и  общая история.

С марта 2006 года я работаю московским корреспондентом Финского радио. До этого в течение десяти лет регулярно ездила в Россию, то в качестве журналиста финской газеты «Хувудстадсбладет», то чтобы просто навестить друзей в Санкт-Петербурге. Эту книгу я посвящаю им. Они открыли мне дверь в культуру, без которой я больше не могу жить. Но главное - они приходили мне на помощь всегда, везде и всеми возможными способами.

Анна-Лена Лаурен

Москва, 4.4.2008.

О РУССКОЙ ЖЕНЩИНЕ

Русским  феминисткам нет нужды объявлять                   мужчинам войну. Мужчины давно уже признали           превосходство более образованного, более куль-        турного, более умного, более трудолюбивого и                       менее пьющего пола.

Владимир Желвис, (Эти странные русские)

- Аня, я решила обратиться к врачу, надо обследовать грудь,- говорит моя подруга Лена, и я вижу по ее лицу, что это серьезно.

- Правильно! Маммографию надо делать обязательно, - отвечаю я.

Моя реакция - рассудительная, благоразумная. Финская. И я каждый раз чего-то не понимаю.

- Нет-нет. Я хочу сделать операцию: увеличить грудь,- объясняет Лена.

Я чуть не падаю со стула.

- Зачем? Ты и так красавица!

-Я знаю, - говорит Лена с гордостью. - Но я хочу быть еще красивее.

Лена - мать-одиночка, зарабатывает примерно тысячу пятьсот евро в месяц. Увели-чение груди будет стоить ей пять тысяч евро. Лена собирается взять кредит в банке. Я теряю дар речи: в России заем обходится в двенадцать-тринадцать процентов годовых. Но у Лены веселое настроение, она видит поддержку Тани, которая считает, что надо позволять себе удовольствия.

- Не притворяйся, что увеличиваешь грудь ради себя самой. Ясно, что для мужиков,- трезво оценивает ситуацию Таня.

Мои русские подруги не любят говорить о сексе. Не обсуждают, как у нас в Финляндии, поведение в постели законных мужей и сожителей. Необъяснимая загадка: почему русские женщины тратят столько сил, чтобы выглядеть сексуальными, и при этом никогда не говорят о сексе?

Русские женщины разговаривают, двигаются и одеваются женственно. Чаще всего, но не всегда они делают это бессознательно, как будто подготовлены к этому обществом. От русской женщины исходит иного рода чувственность, чем у меня и моих финских подруг. Мы рождаемся буквально с резиновыми сапогами на ногах.

Они ходят с прямой спиной. Сидят, положив ногу на ногу. Держат бокал между большим и указательным пальцами, остальные пальцы - прямые. Беседуют тихим, приятным голосом. Грациозно держат сигарету между указательным и средним пальцем и, втягивая дым, вытягивают губы, как для звука «у». Не спеша, пробуют еду и оставляют половину на тарелке. Накрашены, надушены и одеты так, что рождают фантазии в мужских головах - всегда.

Некоторые считают, что русские женщины одеваются, как проститутки. Это неправда. Шкала очень широкая. Большинство одевается стильно и со вкусом, элегантно, женственно, индивидуально, в общем, гораздо лучше финской женщины.

Хотя, сказать по правде, я никогда не видала таких коротких юбок, как в Москве. Само собой разумеется, что в стране крайностей должно найтись много девушек, которые полагают, что юбка должна лишь прикрывать их трусы. Даже, когда на дворе минусовая  температура.

Короче: природное очарование русских женщин совершенно другое, чем у скан-динавских. И мужчины-иностранцы - вне себя от восхищения, в особенности скандинавские мужчины. Мои финские друзья сворачивают шеи, когда приезжают ко мне в Москву, потому что здесь слишком много красивых девушек, на которых они все время засматриваются.

- Да сколько же здесь, в России красавиц? Это просто невероятно!- вздыхает мой при-ятель Андерс на второй день пребывания в Москве.

Он считает, что красота русских женщин иная, чем у женщин в Финляндии. Просто в них больше женского. Они мягче, ярче, и главное, всегда помнят, что они - женщины.

Я заметила, что и сама изменилась за время пребывания в Москве. Стала чаще накрашивать глаза и губы и купила несколько красивых модных блузок, сапожки на высоких каблуках и длинное приталенное зимнее пальто с бархатной отделкой. Нет, я не пытаюсь подражать русским, ведь мне никогда не стать такой же красивой. Скорее, я хочу стать настоящей, а в русском обществе настоящая женщина должна тратить много  времени и сил, чтобы достойно выглядеть.

Метаморфозы, произошедшие со мной, высоко оценили русские друзья.

- Наконец-то ты избавилась от своих карликовых тапок! - выпалил Илья, когда я впервые явилась в Петербург в макияже и сапожках. Он имел в виду мои кроссовки тридцать шестого размера, в которых я люблю ходить, когда я не на работе.

Илья оценивающе оглядел меня и заключил:

- Тебе не хватает завивки.

Я не должна забывать, что относительно молода (во всяком случая буду таковой еще несколько лет). Другими словами: мне никак не стать настоящей женщиной в глазах русских. Здесь - культура мачо, общество, живущее в буквальном смысле по законам мужчин. Главная задача молодых женщин - быть красивыми и декоративными. Остальное не важно.

Это, однако, не означает, что молодые женщины не добиваются в России успеха. Наоборот, многие добиваются большего успеха, чем их ровесники мужского пола. Многие иностранные фирмы в Москве предпочитают брать на работу женщин. У них выше чувство ответственности и иной подход к работе, чем у мужчин, которых в основном интересует большая зарплата, быстрая прибыль и возможность перетянуть на фирму своих друзей. Для женщин важнее интересы самой фирмы, поэтому они выигрывают в условиях международной конкуренции.

Здесь приходится играть по правилам, установленным мужчинами. Бросаться пропо-ведовать скандинавское равноправие - пустой номер. Надо наблюдать, как поступают русские женщины и учиться у них.

Важно  быть хитрой и расчетливой.

Когда я начала работать корреспондентом государственного финского радио в Москве, я столкнулась с одним  фотокорреспондентом, который был старше всех своих коллег. Он был известен тем, что смотрел на женщин сверху вниз. Особенно на женщин вдвое моложе себя, не проработавших ни одного дня на телевидении.

С самого начала он отнесся ко мне снисходительно, бестактно, без уважения. Я злилась и возмущалась. Пару раз я резко ему ответила, что его смертельно обидело, и он счел мое поведение возмутительным.

Со временем я обнаружила его слабое место. Он был страшно тщеславен. Значит, надо на этом сыграть - я должна внушить ему, что я им восхищена.

Итак, я начала громко хвалить его, как профессионала. Я восхищенно слушала, когда он раз за разом рассказывал, как объехал полмира в свите Горбачева в качестве звуко-режиссера. Я узнала, когда у него день рождения, поздравляла его и дарила бутылку «Абсолюта», его любимую водку (иностранного производства, конечно).

Короче, я вела себя так льстиво и подхалимски, как только могла. Сработало, мы смогли сотрудничать. Не без проблем, но смогли.

В мой день  рождения он позвал меня в свою комнату. Величественно протянул мне подарок - плотный пакет, завернутый в пеструю бумагу.

- Ну, зачем!- воскликнула я. - Спасибо огромное! Спасибо, что вспомнили про мой день рождения…

Он светился от гордости. Подарком была книга « Уютный дом», о том как обставить свой дом. Важнейшая обязанность женщины.

Я не знала, издевался ли он или дарил от чистого сердца, может быть и то, и другое. Но старый нахал растрогал меня почти до слез.

К сожалению, бывают случаи, когда ни накрашенные ресницы, ни женская хитрость не помогают: вам просто не верят. На похоронах Ельцина я стояла вместе с упомянутым фотокорреспондентом и моим коллегой из Финляндии перед храмом Христа Спасителя, чтобы сделать «стэндап», то есть короткий устный репортаж прямо на камеру. Пока мой коллега делал свой репортаж, я сделала несколько шагов в сторону, чтобы посмотреть, как далеко тянется очередь в храм.

Не прошло и двух секунд, как ко мне подбежал милиционер.

- Девушка, здесь стоять нельзя. Идите и встаньте в конец очереди.

- Я журналистка,- сказала я и привычно предъявила аккредитацию российского министерства иностранных дел.

Молодой человек даже не взглянул на аккредитацию. Вместо этого он грубо схватил меня под руку.

- Идите и встаньте в конец очереди! Вам здесь находиться запрещено!

- Черт возьми, я журналистка! Вон там стоит моя съемочная группа, и я сейчас буду делать репортаж! Вы мешаете мне выполнять мою работу! - заорала я.

Когда милиционер схватил и потащил меня, я оказала сопротивление и закричала еще громче. В этот момент прибежал его начальник. Он тщательно изучил мою аккредитацию.

Затем взял меня под руку, подвел к съемочной группе и спросил самого надежного из нас, шестидесятилетнего фотокорреспондента.

- Это ваша девушка?

Надо ли говорить, что наш коллега весь остаток дня расписывал сотрудникам, как он спас Аню из лап милиции. И это чистая правда. С точки зрения милиции я была девчонкой,  потерявшейся в толпе. Они и не думали проверять мои документы, потому что я не вызывала их доверия. Фотокорреспондент - другое дело. Толстому мужчине шестидесяти лет можно доверять.

Русское общество - ярко выраженное общество мужского шовинизма. Часто пуб-ликуют  предложения  такого типа:

Приглашаются на работу: секретарша, женщина не старше 25 лет, не ниже 1 метра 75 сантиметров.

Я видела объявления о приеме на работу, где работодатель прямо сообщает, что возьмет на работу мужчину, хотя содержание работы никак не связано с применением физической силы. В Финляндии такие вещи запрещены законом.

Когда однажды мы с моим оператором опаздывали на самолет в Петрозаводск, авиакомпания  громко оповестила об окончании регистрации, назвав только его фамилию.

- Почему вы не сообщили, что моя коллега тоже опаздывает? - спросил Илья, когда мы, запыхавшись, добежали до цели.

- Да ведь девушка была вместе с вами!- раздраженно ответила стюардесса.

Здесь не лицемерят. С этой точки зрения Россия абсолютно либеральная страна. Никто не старается быть политически корректным, и дискуссии здесь более открытые и чест-ные, чем на Западе. Русские живут не в демократическом обществе, но если их сравнивать, например, со шведами, то я не уверена, что шведы ментально свободнее.

К сожалению, здесь разрешается говорить что угодно, например, о женщинах. Их внешние достоинства оцениваются открыто, даже если речь идет о женщинах, принимающих решения.

В книге «Мы и они» известный журналист Владимир Соловьев описывает разных политиков, у которых он брал интервью во время дебатов на телевидении. На одной из фотографий мы видим знаменитого оппозиционного политика Ирину Хакамаду, под снимком  подпись: «Скажите, как можно не любить такую женщину?»

Ирина Хакамада - первое лицо русской оппозиции, бывший вице-спикер думы. Она пользуется уважением у разных политических партий. У нее острый ум, она мужественна и доходчиво объясняет свои позиции. Она находка для всех телевизионных дебатов, там она затмевает большинство русских политиков своим четким, понятным языком. Но когда Владимир Соловьев пишет о ней, он  комментирует только ее внешность.

Однако в России это не считается оскорблением. В России принято делать комплименты женской красоте. Это касается всех женщин, даже таких, как известная всему миру журналистка Анна Политковская. Когда ее убили, «Новая газета», где она работала, опубликовала на всю первую страницу ее фотографию и некролог. Некролог начинался словами: «Она была красивая».

Анна Политковская - героическая журналистка, которая раз за разом разоблачала ужасные нарушения прав человека в Чечне. Это стало делом ее жизни. Когда ее хладнокровно убили, коллеги захотели, чтобы все узнали об этой выдающейся личности, но поскольку она была женщиной, в первую очередь отметили ее красоту. Это не шовинизм, это способ выразить уважение покойной в соответствии с русской традицией.

Сами женщины редко протестуют против всего этого. В России нет сильного феминистского движения, большинство русских женщин жалеют феминисток. Они не понимают, чего, собственно говоря, добиваются борцы за женское равноправие.

- Мы и так руководим мужчинами. Главное, заставить мужчин поверить, что они сами принимают решения, - говорит Таня.

Есть русская пословица: «Муж в семье голова, а жена - шея». То есть, шея, которая вертит головой. Эта пословица ясно показывает русский взгляд на взаимоотношения полов. Скучно, когда мужчина и женщина равноправны. Гораздо веселее и интереснее играть в такую игру: делать вид, что муж - глава семьи, хотя все знают, как оно на самом деле.

- Мужчины должны быть уверены, что они всегда одержат верх. Аня, научись выглядеть более слабой и беззащитной, чем ты есть, - говорит Катя, одна из моих лучших петербургских подруг.

Неужели это правда? Разве мужчинам  не скучно так жить? Что за интерес жить с человеком, который безропотно соглашается на все, что вы скажете?

- Ясно, что мужчины не хотят общаться с девушками, которые умнее их! - настаивают  Коля и Илья, когда я спрашиваю их о том же.

- А вам не надоест, что никто не возражает? - удивляюсь я.

- Аня! Ты хочешь, чтобы рядом с тобой был мужчина, или не хочешь?

Вот, по-видимому, самая охраняемая тайна России: женщины не слабее и не глупее мужчин, наоборот. Но мужчины об этом не догадываются.

Статистика неумолима. Русские мужчины в среднем умирают в возрасте 59 лет, женщины в 72. Уровень алкоголизма гораздо выше среди мужчин, чем среди женщин. Несчастные случаи на производстве гораздо чаще происходят с мужчинами. В России много мужского физического труда, а правила безопасности не соблюдаются. Самый тревожный участок - угольные шахты.

Женщины получают образование, трудятся, работают по дому, воспитывают детей, содержат семью, и они же с успехом создают у своих мужей иллюзию, что муж - глава семьи.

Одна из причин такого положения - численное превосходство женщин. Мужчины умирают раньше, поэтому в России гораздо больше женщин, чем мужчин. А среди оставшихся мужчин трудно найти кого-нибудь, кто а) не пьет, б) зарабатывает деньги, в) не женат. В России избыток красивых, умных женщин и нехватка трезвых, зарабатывающих деньги мужчин.

- Они или алкоголики, или безработные, или женатые. У нас мало нормальных мужиков,- говорит Таня.

Другими словами: найдешь хорошего мужика, держи его крепко. За нормальных мужчин идет жестокая борьба.

- Никогда не оставляй своего парня надолго. Мужчины - как дети. Как только они оказываются одни, они тут же находят другую женщину,- говорит мне еще одна русская подруга.

Я  этого не поняла, когда рассталась с русским другом. И очень удивилась, что подруги отнеслись к этому так, будто у меня в семье кто-то умер.

Когда я сообщила им, что решение принимала я, а не он, они рассердились. Ну и дура! Он ведь хорошо зарабатывает!

Сегодня я гораздо лучше понимаю, почему Лена решила увеличить грудь. Она получит преимущество в условиях жесткой конкуренции. Конечно, красивых, одиноких, хорошо зарабатывающих женщин становится все больше, но Лена готова рискнуть.

Она не хочет остаться одна,  потому что быть одной означает некую социальную мар-

кированность. В России быть одинокой девушкой - не гламурно. Даже в Москве нет культуры «Sex and the City». Нужно, чтобы всегда рядом был мужчина, за которым женщина - как за каменной стеной. Так говорит моя подруга Юлия.

Проблема в том, что большинству женщин приходится самим быть этой каменной стеной. Без них Россия давно бы погибла. Но они не думают об этом, потому что легче жить, если поддерживать иллюзию о самой себе, как слабой, беспомощной женщине, которая нуждается в мужской защите.
Previous post Next post
Up