Главной задачей службы логистики на предприятии является формирование интегрированной микрологистической системы (ИМЛС), а в дальнейшем - её совершенствование. Решение этой проблемы зависит от реализации основных тактических задач: развития внутрипроизводственной и внешней логистических систем на основе внедрения микрологистических технологий и базовых логистических систем. При проектировании ИМЛС должны соблюдаться следующие принципы:
1) системный подход - рассмотрение всех элементов системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения целевой функции;
2) координация и интеграция всех звеньев логистической системы по обеспечению рационального движения материальных и сопутствующих потоков;
3) глобальная оптимизация всех элементов и параметров логистической системы;
4) тотальные затраты - учёт общих издержек управления материальными и сопутствующими потоками в логистической системе;
5) всеобщее управление качеством - обеспечение надёжности функционирования каждого элемента логистической системы;
6) ориентация на индивидуализацию требований потребителей;
7) адаптивность - возможность гибкого реагирования логистической системы на колебания спроса и другие параметры внешней и внутренней среды бизнеса;
8) оптимальность (В. Парето) - принятие решения по конкретному объекту с позиции повышения эффективности функционирования логистической системы в целом;
9) моделирование и информационно-компьютерная поддержка;
10)гуманизация всех функций в логистической системе - соответствие экологическим, эргономическим, социальным и этическим требованиям персонала.
Формирование ИМЛС осуществляется в соответствии с определённой логистической иерархией, состоящей из пяти элементов (от высшего к низшему):
· логистическая стратегия;
· логистические концепции и технологии;
· базовые логистические системы;
· ключевые бизнес-процессы;
· логистические операции и функции.
Логистическая стратегия представляет собой комплекс стратегических решений, способствующих оптимизации спроса и предложения товаров данной организации и созданию конкурентных преимуществ высшего порядка. Девиз совершенной стратегии логистики - «обязательно, своевременно и точно».
Для выработки логистической стратегии проводится анализ внешней и внутренней среды бизнеса с учётом множества факторов. К факторам внешней среды относятся политические, правовые, социально-демографические, технико-технологические, экологические и экономические, которые рассматриваются на уровне страны, региона, отрасли и конкретных рынков. К факторам внутренней среды относятся: уровень используемой техники и технологии, уровень квалификации персонала, уровень организации управления производством, маркетингом и финансами.
Разработка логистической стратегии осуществляется поэтапно.
На первом этапе оценки позиционируется логистическая стратегия по отношению к миссии и корпоративной стратегии организации на рынке, а также детально оценивается её связь с маркетинговой и производственной стратегиями.
На втором этапе подбираются и анализируются возможные стратегические решения на уровне предприятия в целом и его структурных подразделений.
На третьем этапе устанавливаются приоритеты и выбирается наиболее эффективная логистическая стратегия на основе следующих критериев:
o снижение общих логистических затрат в процессе производства, складирования и транспортировки продукции;
o минимизация инвестиций в логистическую систему путём использования складов общего пользования и логистических посредников;
o повышение качества продукции, сертифицированной стандартом ISO 9002, и улучшение логистического сервиса, способствующие повышению прибыли предприятия и его репутации на рынке.
На четвёртом этапе разрабатывается стратегический логистический план управления ИМЛС, содержащий следующие стратегические решения.
1. Стратегия конфигурации логистической системы - определение качества, дислокации и конфигурации логистических цепей, каналов, терминалов, складов и диспетчерских пунктов.
2. Стратегия координации и организации - проектирование структуры логистической системы, определение количества её звеньев, приоритетных ключевых функций и стратегических взаимоотношений между логистическими посредниками.
3. Стратегия управления запасами - определение функций контроля и регулирования запасов материальных ресурсов и готовой продукции от поставщика до конечных потребителей.
4. Стратегия потребительского сервиса - идентификация основных параметров качества продукции и логистического сервиса в соответствии со стандартом обслуживания потребителя.
5. Стратегия создания логистической информационной системы - определение информационных и телекоммуникационных каналов, связывающих основные сферы логистики и бизнеса.
Разработка стратегического логистического плана завершается выбором системы оценки выполнения стратегических решений.
К содержанию конспекта