Про Clojure и что я все сильнее про него ощущаю.
В каком-то смысле это продолжение моих размышлений, куда податься после
Software Disenchantment, когда я понял, что надо что-то менять, но не понял, на что именно.
Да, Clojure это прекрасный, замечательный высокоуровневый/прикладной язык, лучший на свете. Прикладной в том смысле, что на нем хорошо писать программы, решающие конечную задачу - обслуживать, например, бизнес. Ну да, таких задач большинство. И ценности у них как раз вполне конкретные. Ясность коммуникации. Изоляция-локализация частей. Предсказуемость, надежность.
Во всем этом Clojure не просто блистает, она открывает следующий уровень. Иммутабельность снижает ошибки, функции хорошо композируются, мапы удобнее классов, и т.п. Да, Clojure позволяет двигаться безумно быстро. Скажем, загрузить файл, распарсить его, разложить аккуратно по нужным структуркам - это делается буквально за несколько строк. На таких скоростях не до абстракций - загрузчик, класс, конструктор, интерфейсы, методы... все это тупо не нужно, когда ты в одном инлайн выражении, даже имен никаких промежуточных не вводя, не то что классов, можешь столько работы проделать, сколько в Джаве обычно на целый maven-пакет размазывают.
Прикладные задачи нужно писать на настолько высокоуровневом языке, насколько позволяют требования по производительности. Ну вы все видели бум электрон-приложений. Если пишешь что-то типа сайта с тремя калеками-посетителями в день, или там мобильное приложение для листания фоточек, где все привыкли к latency и самое сложное что тебе предстоит это ну максимум побороть лайаут чтобы кнопки не распидарасило, то писать как-то по-другому, по-старому, было бы глупо. И это правильно, при прочих равных, писать надо на том, на чем писать приятно. А писать на Кложе приятно очень.
Но мир интереснее и разнообразнее, а писать такое все могут. Непонятно, как там выделяться, делать что-то значимое. Лучшее, что ты можешь на такой работе - взять что дают, максимально ясно все описать и максимально аккуратно все организовать. Такие себе цели. В смысле, достойные, но не так уж и сложно, каждый второй так может.
Хочется что-то более фундаментальное, что-то, чем будут пользоваться другие программисты, что-то, что хоть немного изменит ландшафт. Элементы инфраструктуры, базовые алгоритмы, структуры данных. Основы. И вот тут уже выбирать не приходится. Они должны быть настолько быстрыми, насколько это возможно. Оправданий делать наоборот быть не может. Никто не пойдет писать базу данных на JavaScript, потому что ей потом никто не будет пользоваться, с такой-то скоростью. Ну примерно как автомобили - если ты потребитель и купил машину, можешь ездить на ней как и когда хочешь, она может годами у тебя стоять без дела, можешь пользоваться ей неправильно, заправлять не тот бензин, всем пофиг. Но если ты делаешь эту машину, то будь добр выложись по полной - каждый узел, каждая деталь должны быть сделаны на пределах текущих возможностей и по качеству, и по производительности.
Никого не волнует, насколько инженеру хотелось бы и было бы удобнее печатать, скажет, фару на тридэ принтере из резины. Важен только результат. Большинство программистов вокруг нас пишут на прикладных языках высокого уровня - они просто ездят на машинах, они потребители. Но для того, чтобы они могли это делать, сами машины должны быть сделаны максимально хорошо.
И вот меня тянет как будто все больше в эту область. Инструментов, основ каких-то, значит. А трагедия в том, что моя любимая Clojure ну никак для этого не подходит, как бы мне этого ни хотелось. Чем дальше, тем больше понимаешь, что эта чудесная простота дается не бесплатно. Просто задачи были такие, что небесплатность была незаметна. Приглядишься бывает, с одной стороны hot loop из семи залуп, а с другой внутри вдруг вылазят какие-то промежуточные сиквенсы, какой-то там pointer chasing, primitive unboxing, вспыхивают на доли секунды замыкания просто чтобы что-то найти в трехэлементном массиве с помощью функции второго порядка, для того чтобы вернуть 2д точку выделяется на всякий случай целый Персистентный Вектор, для того что бы обновить пять полей в структуре у тебя создастся и тут же выбросится четыре промежуточных версии этой самой структуры, а вместо того чтобы посчитать что-то в цикле создастся целая ленивая последовательность, которая, фиг бы с ней, посчитается позже, просто сколько же оверхеда уйдет на то, что по сути могло быть простой итерацией с одной short переменной и оперировать вообще по константной памяти, еще и последовательно уложенной.
Вот кусок, написанный на идиоматичной Clojure:
(concat
(mapv
(fn [y] [from-x y])
(range from-y (quot to-y 2)))
(mapv
(fn [y] [to-x y])
(range (quot to-y 2) to-y)))
Тут тебе все: и ленивость (concat), и ФВП (mapv), и лямбды с замыканиями, и бесконечные ленивые последовательности (range). Вопросов нет, это действительно нормальные, часто используемые Clojure примитивы. Я даже не могу этот код назвать не-идиоматичным. Но. Просто представьте, сколько механизмов там крутится под капотом, чтобы вся эта красивая запись отработала. А ведь все что там по сути происходит это один очень простой цикл:
Point[] res = new Point[to_y - from_y];
for (int y = from_y; y < to_y; ++y)
res[y - from_y] = Point(y < to-y / 2 ? from_x : to_x, y);
Я не говорю что это лучше читается или еще что-то. Просто представьте, насколько более дружественен к компьютеру второй вариант. Насколько он прямее ложится на железо. Насколько он прозрачнее, ближе к сути. Неудобно, некрасиво, некомпозируемо, зато быстро. И честно. В каком-то смысле.
Когда мы говорим о разнице между условными C++/OCaml/Rust, Java и скажем Clojure (особенно средне-идеоматичной Clojure, с коллекциями там всякими), то эта разница может быть 1 к 2-3 к 100 например очень легко. Я помню, когда решал Project Euler и учил Clojure и OCaml, то Кложе-решения мне приходилось ждать какое-то ненулевое время (ну там задачи не шибко сложные, но все же). А OCaml успевал перекомпилять (!) программу, запустить, все обсчитать и выдать ответ за время, пока Java-машина с Clojure только стартовали.
Да, язык формирует образ мысли. Так или иначе, когда язык уже выбран, поиск решения - это вертеть в уме разные варианты имеющихся в нем кубиков, комбинировать, собирать решение из того, что язык предлагает. Можно мыслить на языке. Писать идиоматичный код. Но неплохо бы еще мыслить «на языке компьютера», т.е. представлять себе цену всех этих удобств. Выбирать неуклюжий reduce комбинации из ФВП и трединга. Вынести в record то, что лежало в мапе. Сделать loop, наконец. Иногда цикл это всего лишь цикл. И никак по-другому ты его не запишешь. И это нормально. Компьютер скажет спасибо.
Но это полдела. Если уж быть до конца честным, Clojure для perf-critical подходит из рук вон плохо. Даже Java подходит с очень большой натяжкой. То есть ее конечно можно разогнать, но зачем? Зачем героически бороться, чтобы в конечном итоге все равно, пусть немножко, но проиграть, потерять что-то? В итоге все упирается в то, что лучшее что я могу сейчас делать - учить Rust. А дальше-то что? Что на нем писать-то? Непонятно опять. Проблема.