«Кто в прошлое выстрелит из пистолета,
в того будущее выстрелит из пушки»
(Aварская поговорка).
Нарицательное имя Калигула, римского императора, современника Иисуса Христа, знакомо любому европейскому премьер-министру. «Лицо от природы было дурным и отталкивающим, а сам он был свиреп и порочен», - описывает его Светоний. Всеми ненавидимый, он кончил жизнь под кинжалами заговорщиков. Память о нем была проклята, его портреты уничтожены по введенному «Закону об осуждении памяти». Такой хитрый закон оставлял лазейку для увековечивания победившего убийцы, сместившего предыдущего императора привычным способом - кинжалом.
Калигула был пушистым зайчиком на фоне правления жестокого Каракаллы. Его правление настолько поколебало положение Рима, что восстановить его больше не удалось. Шагом, имеющим большие последствия, явилось предоставление прав римского гражданства почти всему свободному населению империи. Одним росчерком пера Каракалла ликвидировал привилегии и особые права римских граждан, их «синих паспортов»
Времена «солдатских императоров», прошедших под знаком ужаса его подданных, вряд ли вернуться.
И мы здесь не даем соответствующую оценку нелюдям, несмотря на раздачу гражданства Каракаллой всем желающим по нулевому признаку.
Мы с вами тоскливо ходим на очередные экзамены на С, D, E, F категории, на гражданство, ради развлечения, и на alg, kesk, kõrg. Осталось немного, выполнить мечту местных калигул, прижечь себе тавро - «tibla”! А почему бы им и не помечтать?!
Многие давно не удивляются вынужденным доказательствам факту рождения на этой земле, упустив из виду другое: рано или поздно мы встанем перед серьезными последствиями - философией заложников прежнего режима. И тогда, маятник истории безжалостно ударит как по левым и по правым, так и по равнодушным.
Найдем ли мы причинно-следственную связь детской нетерпимости и страхов к старорежимным памятникам?
Еще во времена Ганзейского союза в Таллинне возводились храмы европейским святым, строили гильдейские дома. И что интересно! Православным русским купцам разрешалось строить только летние дома,на период навигации, то есть без печек, чтобы не смогли оставаться зимовать в столице. Так осторожно распорядился магистрат.
Прошли столетия. Местный гуманизм значительно окреп и осмелел. Нынешнему «магистрату» вовсе не жаль денег на охрану бронзового монумента бывших соседей, переноса их могил, исследования возможных преступлений соседской инквизиции как чужой идеологии.
И вот выдающийся документ.
«Эстонский фонд исследования преступлений против человечества указывает, что монумент на Тынисмяги был задуман как место для проведения массовых идеологических мероприятий».
«Мертвые сраму не имут», - кладбище не эмоционально, а вот живые, топчущие землю над мертвыми, похоже, испытывают стыд. А вот на стыд разрешение не получено. Совесть самостийного «Ночного дозора» возникла без согласования с кем надо. Зато, столоначальники, натягивая ленточки от дерева к дереву, по принципу «НЕ ПУЩАТЬ», до сих пор ищут внятного предлога для запрета цветов. На наши деньги.
Что это?
Если верить великому Фергюссону: «XX век был веком ненависти». Две мировые войны низвели людей до уровня "обесчеловечивания". Стало обычным делом провозглашать с тревожной быстротой своих соседей незваными "самозванцами", а их страдания ничтожными, по сравнению с личными фобиями перед красной символикой. А вдруг возникнет угроза неофашизма, что суть неосталинизма?!
Осталась еще горстка 90-летних ветеранов войны, еле ползающих по квартирам! А вдруг они потребуют похоронить себя в центре Таллинна у бронзового солдата?!
Я имею в виду не только моих родителей, отдавших в сумме 106 лет общего рабочего стажа для газификации Eestimaa. Слава Богу, восточные хозяева не собираются лишатьЭстонию своего газа. Правда, сама Эстония отняла ветеранские привилегии у стариков за победу во 2-й мировой войне: покупку лекарств, непосильной оплаты квартир. Только соседский президент присылает до сих им поздравления, а свой, не вспоминает. Как-то робко напоминает лишь о ценностях семьи под Рождество.
Но это, так, мысли вслух
И теперь еще досада, бронзовый памятник на Тынисмяги тревожит нежный взор и страхи гуманиста Ансипа. Я лично не против, чтобы Ансип остался на своем посту. Он симпатичнее Калигулы и, вполне может самостоятельно проанализирова гробокопательскую политику, исключая мои налоги.
Но, не будем лукавить, у стариков-победителей привилегии отняли, а побежденным, - своим да нашим, оставили. Учебники перекроили, резко задружили с НАТО. И это самый миролюбивый народ в мире, не имеющий в своем пантеоне бога войны, обожающего бога ремесел и домашнего очага «Уку»! Мой любимый эстонский народ!
И, все-таки я решаюсь сделать экскурсию в глубину ХХ века в честь непререкаемых фактов. Как известно, факты не представляются возможным опровергнуть, но можно опровергнуть суждения, данные нам в наших ощущениях.
Не обойтись без небольшой справки.
1.
В 1933-1934 годах Кадриоргский дворец был перестроен в административное здание, что стало высшим достижением тогдашней реставрации. В работе приняли участие молодые, впоследствии известные художники, скульптуры и архитекторы - Й.Греэнберг, А.Мёлдро, Р.Парис, Ф.Яннес, О.Техван, Я. Коорт, Л. Пруул, Ю.Раудсепп, А.Владовский, А.Соанс, К.Бурман, О. Сийнман и др.
Что молвили бы эти славные мастера про тусовочные подвиги подростков нынешней эстонской элиты?!
2.
В первом постановлении правительства 21 июня 1947 года Эстонской ССР об охране памятников, была отмечена ценность историко-архитектурного своеобразия Старого города.
3.
Таллинн включен 8 апреля 1949 года в число 20 городов, требующих особой охраны приказом Архитектурного комитета СССР.
4.
Постановлением Совета Министров ЭССР «О создании государственной охранной зоны Старого города Таллина» от 2 августа 1966 года, впервые в Советском Союзе была взята под охрану окружающая территория в 118 га. В нее вошли: Тоомпеа, Нижний город, с 500 различными владениями и, 1500 постройками отдельными постройками. 128 зданий из них, включены в число архитектурных памятников республиканского значения, утвержденных в 1973 году.
5.
Для практической реставрации была создана Научно-реставрационная мастерская Госстроя ЭССР. В связи с увеличением объема работ и формированием кадров она была в 1968 году преобразована в Республиканское реставрационное управление.
6.
Качественно новый этап в реставрационной деятельности наступил с созданием в 1978 году Государственного института по проектированию памятников культуры, где значительную часть работы провели поляки.
7.
Заметьте, уважаемые господа, к 1984 году, издательство «Периодика» издает эту справку, и приводит сумму на реставрацию в 6 миллионов рублей. Таллиннские архитекторы в 1980 году получили золотую медаль Европы фонда FVS за сохранение архитектурного наследия.
Чем больше причин, тем больше следствий, а по-прежнему возникают риторические вопросы ко всем и самим себе.
А пока в Таллинне - средневековом памятнике архитектуры, вызывающее ускоренно громоздятся финансовые небоскребы, закрывая его прекрасный облик?
Вы проедете всю Европу, но центры городов обходятся без хай тека(Hi-Tech), кроме бывших стран СЭВ.
И как-то незаметно Таллинн превратился в секс-шоп-бар! Ради пятисоткроновых чаевых от скандинавских соседей измученным студентам, многоязычным нашим детям-студентам, подрабатывающими официантами!
И кто спросит с нынешних гуманистов на Тоомпеа, куда тратятся сотни тысяч гос. бюджета? На штрафы за излишки сахара или на охрану бронзового человека с Тынисмяги, имеющего добродушное лицо эстонского генотипа?