О будущем, псевдобудущем и настоящем.

Oct 10, 2011 15:36

Запостил в "Контакте" ссылку на Слово об окончании Псевдобудущего. Статья настолько провокационная, что впервые на моей стене возникло что-то вроде дискуссии. На мой вкус, "В контакте" для этого слабо подходит, вот и помещаю ссылку здесь. Надо сказать, что в ЖЖ статья та же начинается более разумно, но все равно не очевидна. ( Под катом несколько слов о моем понимании смысла статьи и отношении к ней. )

мысли вслух

Leave a comment

Comments 26

salome1331 October 10 2011, 12:25:54 UTC
похоже здесь дело не только в расслабленности и разных способах убивания досуга.а в том, что идет подмена чего-то "настоящего" суррогатами.общение меняется на иллюзию общения, удовольствие от чтения заменяется потреблением огромного количества информации. и все это красиво...и все это грустно.вокруг бушуют страсти, которые поместятся в одном стакане.прогресс с одной стороны делает эмоции более разнообразными, с другой стороны более уплощенными.

Reply

ton_an October 10 2011, 12:50:01 UTC
Да, и об этом тоже. Просто мне по роду деятельности и по личному опыту более близка техническая составляющая, относящаяся к работе. Остальное попадает в категорию "убийства времени", и на эту тему я даже ничего писать не стал. Хотя, при желании написать можно было бы много.

Reply


brune_hilda October 10 2011, 13:17:39 UTC
Не, человеческое существо стремится к состоянию покоя. В среднестатистической массе. Это как в анекдоте про негра, пальму и белого человека. Т.е. если есть возможность получить результат наименьшими усилиями, то в большинстве случаев будет выбран именно этот путь, невзирая на последствия (бо они далеко, а приятственность вот тут, рядом).
Коммуникаторы и прочие вещи злом не считаю, равно как и "разбазариванием" потенциала. Поскольку они на данный момент являются необходимым условием для дальнейшего прогресса.
Всякие рассуждения о космических кораблях, бороздящих просторы - на данном уровне развития энергетики и технологий не более чем романтическое фэнтези не имеющее никаких экономических предпосылок. Т.е. в обозримом будущем острой необходимости в регулярных межпланетных перелетах не предвидится, как и возможностей их осуществлять.
А вот телепорты хотелось бы, да... Но подозреваю, что это тоже пока невозможно:(

Reply

ton_an October 10 2011, 15:18:00 UTC
Коммуникаторы сами по себе - не большее зло, чем любые другие технические новинки, появлявшиеся ранее. И создание их - не разбазаривание потенциала. Согласен. Но роль всяких прибамбасов в современной жизни несколько гипертрофирована.

Некоторым людям самый новый коммуникатор нужен, чтобы его изучить и поиграться со всеми возможностями. Некоторым нужен не обязательно самый новый, но с конкретными функциями, которые будут активно использоваться. Многим же новый прибамбас нужен только для того, чтобы гордо доставать его из кармана. Само чувство обладания вполне достаточно, ибо человек автоматом распространяет на себя крутизну соответствующего артефакта. Из этого получается множество различных следствий. Можно их обсудить отдельно, если интересно :).

Reply

brune_hilda October 10 2011, 15:57:05 UTC
Так в этом нет ничего нового по сути дела:) Так было всегда и в общем случае без разницы, что выступает в роли "коммуникатора" - навороченный гаджет, арабский скакун или килокрамовый брульянт:) Просто население растет, а передача информации ускоряется. Поэтому эффект заметнее.

Reply

ton_an October 11 2011, 09:48:44 UTC
Да, по этому критерию действительно ничего нового :). Я вот ниже развернутый коммент написал, посмотрев под несколько другим углом.

Reply


а мне кажется, ничего провокационного там нет feofangel October 11 2011, 05:52:47 UTC
статья интересна словами, красивой вязью, но не смыслом. Особенно мой мозг спружинил на "делить уголком". Смысл там примерно "были люди в наше время, не то что нынешнее племя". Человек, оставшийся преданным своему времени, испытывающий определенное разочарование от того, что время ушло а он остался, рассказывает как всё вокруг плохо. Навыки заменили знания, беговая дорожка заменила осенний парк, айпэд заменил тетрадку-записную книжку-телевизор-книжный шкаф-телефон-ааааааааа что же у нас осталось. Ты рассказывай не что плохо, а что хорошо. Ну нету у тебя айпэда, айфона и беговой дорожки; так бегай летом на ногах, зимой на лыжах, макайся в прорубь, ходи в капеллу на абонемент "учись слушать музыку".

Уважаемый, добавьте меня в друзья? Вы интересный, мне вас рекомендовала Лена Bambukovka

Reply

Re: а мне кажется, ничего провокационного там нет ton_an October 11 2011, 08:31:15 UTC
Добавил ( ... )

Reply

Re: а мне кажется, ничего провокационного там нет pilot_pirx October 11 2011, 12:48:51 UTC
Тут тоже нужен баланс, по-моему. Отлично помню, что сразу после школы у меня была противоположная проблема: умение доказать теорему для меня было важнее знания её формулировки.

Reply

Re: а мне кажется, ничего провокационного там нет ton_an October 11 2011, 13:00:52 UTC
Баланс никогда не повредит. Однако, человек, способный доказать теорему, легче заметит провал в своих базовых представлениях, чем человек, не считающий промежуточные этапы сколь-нибудь важными. А уж тот, кто и формулировок не знает, а опирается на потенциальную возможность все узнать при необходимости, просто безупречен в своих глазах :).

Reply


markokand October 11 2011, 06:27:51 UTC
Статья изрядно сумбурная, надо изрядно потрудиться, чтобы продраться сквозь нагромождение слов. :)
Но суть, в общем-то, отмечена - о нынешнем времени можно сказать как о времени суррогатов. Вместо еды - заменители, вместо культуры - попса, вместо духовного развития - смена (в той или иной степени) окружающей обстановки. И отказ от ответственности за происходящее (как в случае с судном) - из той же оперы: контроль происходящего подменяется на отслеживание аварийного сигнала.
Другое дело, что повод для статьи был притянут за уши - автор заметил исключительно аксессуары, реклама которых ему изрядно поднадоела. Но то, что этот производитель продвигал, в первую очередь, идею - взгляни-на-мир-иначе - автор оставил за пределами своего восприятия. Оставим это автору. :)

Reply

ton_an October 11 2011, 08:36:36 UTC
Да, мне тоже показалось, что в начале статьи имелись в виду именно современные модные прибамбасы, а не персоналки Apple и не студия Pixar :).

Относительно суррогатов, многие резонно замечают, что и у современного человека есть возможность выбирать настоящее при желании. Но такой выбор сделать нелегко по причине огромного преобладания суррогатов, и выбор суррогатов всячески приветствуется. Это не есть хорошо.

Reply


pilot_pirx October 11 2011, 08:01:27 UTC
Мне кажется, что привычка перекладывать ответственность на других появилась задолго до автоматических систем.
А про статью - сначала вспомнил "Стажеров":
"Иногда я думаю, что вы все просто
ограниченные люди. Вы просто неспособны задать вопрос - "зачем?" - Она
снова отпила из бокала. - Ты знаешь, недавно я познакомилась с одним
школьным учителем. Он учит детей страшным вещам. Он учит их, что работать
гораздо интереснее, чем развлекаться. И они верят ему. Ты понимаешь? Ведь
это же страшно! Я говорила с его учениками. Мне показалось, что они
презирают меня. За что? За то, что я хочу прожить свою единственную жизнь
так, как мне хочется?"
Потом, конечно же, "Улитку на склоне" и "Космонавтику"(http://lleo.me/arhive/fan2003/kosmonavtika.shtml).
В итоге мое личное отношение к происходящему оказалось ближе к "Улитке..." - то есть не все происходящее мне нравится, но будущее все равно непредсказуемо и из-за этого - интересно.

Reply

ton_an October 11 2011, 09:27:13 UTC
Переложить ответственность - это святое дело. Но сохранять при этом полную уверенность, что все в порядке - не уверен.

К "Улитке" у меня сложное отношение, надо будет перечитать как-нибудь. А вот "Космонавтика" очень понравилась, но не кажется применимой именно к обсуждаемой проблеме. Да, вполне возможны новые подходы, не нуждающиеся в опыте старых, чем-то похожих. Но нынешний постиндустриализм мне видится как псевдонаправление, паразитирующее на менее развитых укладах. И этой системе подходит естественный конец. Что из этого вырастет - действительно непредсказуемо, но некоторые возможные варианты мне не нравятся категорически.

Reply

pilot_pirx October 11 2011, 12:19:29 UTC
Плохо представляю себе управление кораблём, поэтому задам наивный вопрос: представим, что проводок кто-то незаметно открутил(так незаметно, что не обнаружить при беглом осмотре) и автоматика отключилась(ну или сломалось что-то внутри, не проявляя это никак снаружи). Что мог сделать в этой ситуации ответственный вахтенный офицер старой закалки?
По поводу паразитирования - опять же: такое ли это новое явление? Раньше из колоний везли материальное сырье(золото и т.п.), сейчас тоже везут сырье, но нематериальное - труд.

Reply

ton_an October 11 2011, 12:35:34 UTC
Системы в основном дублируются. GPS представлен, как минимум, двумя независимыми устройствами. Время от времени невредно смотреть, совпадают ли их показания (в пределах разумного, естественно). Если GPS работает нормально (а все они едва ли сломаются одновременно одинаковым образом), то свое судно правильно отображается на электронной карте. Чтобы заметить, что идешь прямо на риф, достаточно всего лишь периодически смотреть на экран. Если же система с электронной картой не работала, то необходимо было периодически отмечать свое положение на бумажной карте. Там риф тоже обозначен. То есть, чтобы налететь на риф, надо было либо полностью забить на вахту и не смотреть в карту вообще, либо прозевать очень значительное отклонение данных от GPS. Такое иногда случается - я один раз наблюдал. Но тогда с помощью второго GPS приемника проблему вовремя заметили и исправили, а в данном случае - нет ( ... )

Reply


Leave a comment

Up