Ровно пять лет назад впервые
прошла экспедиция "Дороги приключений" вокруг Ладоги. С тех пор каждое лето мы участвовали в этом мероприятии. В прошлом году даже
доехали до Баренцева моря! Не было сомнений, что и в этом году экспедиция должна быть интересной. Пока не пришел коронованный вирус... Довольно быстро стало ясно, что в южном направлении на длинные июньские выходные поехать точно не получится: карантин. Организаторы в срочном порядке придумали новый маршрут вокруг Ладожского озера. Мы там, конечно, уже были два раза, но организаторы нашли и немало новых интересных мест. Однако, на момент длинных выходных Карелия всё еще была закрыта.
В конце концов, удалось организовать ралли на последних выходных июня, но выходных-то всего два... Тем, кому удалось взять отгул на пятницу, был предложен трехдневный формат со стартом около Старой Ладоги. Остальные же вливались в гонку в субботу утром около Олонца.
Вот они мы - готовы к дороге и к приключениям:
А приключений в этот раз хватило!
Многие команды, традиционно участвующие в экспедициях, последние несколько лет стараются брать одни и те же номера. Первый номер стабильно забивает одна и та же команда. Мы с ними близко не знакомы, но лица и некоторые имена завсегдатаи уже помнят хорошо. Мы традиционно выбираем номер два. Под номером три - команда с хитрым составом: две Машкины коллеги по школе - Аня и Надя, а так же мой одноклассник Витя, закончивший ту самую школу, и его дочка Катя, учащаяся в той самой школе. Машка у неё - классный руководитель. Вот так всё переплетено :).
Дети в этом году взяли четвертый номер:
Так что наши три экипажа стартовали подряд. Интервал на старте был увеличен с двух минут до трёх из-за коронавируса.
Одним из первых заданий было найти в указанной деревне доску объявлений, выбрать на ней нужное и выполнить соответствующее задание. Доска находится легко, но кажется, что все объявления на ней совершенно обычные:
Все, да не все!
Вскоре после этого надо было в лесу среди валунов найти трёх гномов и выяснить, кто из них добывает больше руды. Потом привезти на финиш что-нибудь съедобное цвета колпачка этого гнома. Как выяснилось, лучше всех работал вот тот гном:
Вскоре было задание добраться до
Варашева камня, который некогда определял границу между Швецией и Россией. Судя по всему, в некотроые годы вода в Ладоге стоит достаточно низко, чтобы дойти ко камня по пляжу, не замочив ног, и даже подойти к нему вплотную. Однако в этом году единственный способ к нему добраться - это пешком по мелководью. И вот бежишь это ты по мелководью и видишь, что не все выбирали такое очевидное решение:
И ведь в одну сторону этот крузер таки доехал! Но на обратном пути поймал камень под передний мост, выкопал задним колесом огромную яму в песке и засел капитально. Я сначала, всё-таки, сбегал к искомому камню:
Но на обратном пути присоединился к множеству других участников, пытающихся как-то помочь:
(Фото взято из "В контакте").
Казалось, что такое количество народа обязательно сможет что-то сделать. Но не тут-то было... Когда Машка сообщила по телефону, что в нашу сторону поехали на помощь два УАЗа "Патриот", я решил, что мне тут делать уже особо нечего, и вернулся к нашей машине. Однако, многие оставались там еще долгое время, осознавая тщетность попыток в меру своего оптимизма и чувства ответственности. Как потом стало известно, тойоту вытащили только к вечеру...
Когда подъезжаешь к техэтапу и видишь красивый речной порог, можно быть уверенным, что над ним будет натянута параллелька:
Идти над быстро бегущей водой очень интересно. Да и вообще, красота!
А еще мы снова побывали на вершине горы
Хийденвуори, где финны строили наблюдательный пункт. В прошлый раз мы с Ольгой карабкались на эту гору с неправильной стороны практически по азимуту через лес и бурелом под дождём незадолго до полуночи. В этот раз мы уже хорошо знали, где начинается тропа, и поднялись без проблем в отличную погоду и в гораздо более приличное время. Тут-то и удалось оценить, какие с вершины открываются виды:
Вот в эту дырку в прошлый раз Ольгу спускали на веревке:
Теперь же было достаточно найти вход ниже по скале и сфотографировать колодец, ведущий наверх:
Несмотря на задержку и затонувшего Крузера, день вполне удавался. Вскоре мы взяли последние КП и радостно поехали к финишу. Только расстояние до финиша, показываемое навигатором, казалось подозрительно большим. Игорь проверил установки и понял, что были исключены грунтовые дороги. Как потом выяснилось, другие к финишу в принципе не вели, так что выбор, сделанный тогда навигатором, так и остался загадкой. Однако, когда Игорь разрешил навигатору вести нас по грунтовкам, маршрут существенно сократился. Сначала предложенная им грунтовка выглядела вполне прилично. Она была ровной, навстречу проехал не сильно навороченный джип...
- Вот, люди оттуда едут. Значит дорога проезжается! - сказал кто-то из нас.
- А может быть он возвращается от места, дальше которого проехать нельзя?! - пошутил я.
Все посмеялись. Ничто не указывало на высокую вероятность такого варианта. Однако, вскоре дорога раздвоилась, и нам оказалось надо вовсе не в самом хорошо наезженном направлении. Но и это еще не было так уж страшно. Вот когда мы преодолели спуск с неровным профилем и скальными выходами, стало ясно, что забраться обратно, если что, будет не так уж легко (мягко говоря). А потом нам встретилась она:
Вроде бы, не такая уж и страшная лужа, но два камня в её конце никак не соответствовали возможностям нашей машины. До нормальной дороги оставалось три километра... Мы решили попробовать какой-нрибудь из этих камней выкопать. Сначала я взялся за тот, который торчал последи лужи: его удаление решило бы проблему наиболее удачно. Но после примерно получаса попыток подкопа в не самом простом грунте нижняя грань камня так и не была обнаружена.
Я уже предложил сдаться и попытаться таки штурмовать тот страшный подъем назад, но Игорь предложил попробовать убрать второй камень. На вид он был ничем не лучше первого, но после некоторого времени подкопа стало ясно, что задача выполнима. Примерно в этот момент Игорь ушел куда-то вдаль по дороге. Камень был вытащен и откантован в сторону. Яма засыпана. Машка посигналила, мы подождали... Игорь всё не возвращался. Машка рискнула преодолеть лужу по траектории, обходящей оставшийся камень, и таки успешно это сделала!
Мы втроём радостно поехали вдаль по дороге, которая стала вполне приличной, а Игоря всё не было... Но, наконец, он нам встретился! "П....ц!" - было его приветствие. Оказалось, что дальше дорога круто шла вниз по камням, на котрых маловероятно остановиться и уж точно нельзя забраться обратно. А заканчивается это всё болотом, в котором плавают слеги и пни. Какое транспортное средство способно там проехать - это загадка, но наше точно не способно. До хорошей дороги оставался километр...
Развернулись. Машка успешно преодолела лужу в обратном порядке, хоть в этот раз манёвр выглядел более стрёмным. Без приключений, временами вылезая из машины, мы добрались до того страшного подъема... Снова вылезли. Машка набрала скорость и таки успешно заехала в горку, хоть у самого верха мощности едва хватало. Выдохнув, мы сели обратно в машину и уже без приключений доехали до основной трассы. Другая грунтовка, по которой и надо было ехать, оказалась хорошей гравийной дорогой, явно недавно обработанной грейдером.
Даже если бы наш маневр с короткой дорогой удался, мы бы сэкономили километров 5. Но зато каково приключение! На ровном месте, но, к счастью, с хорошим концом. Потрачено зря было явно больше часа. Наши друзья на финише уже давно нас потеряли и волновались, что с нами случилось. Но телефоны в тех краях ловили не везде, так что поговорить получилось очень не вдруг.
Мы, в конце концов, финишировали и собрались к месту ночевки. Если в наших первых экспедициях мы все ночи спали в палатках, то в прошлом году уже бОльшую часть ночевок проводили в съемном жилье. В этот же раз из-за коронавируса были отменены массовые забавы последнего вечера, традиционно проводившиеся в прошлых экспедициях. Ставить палатки рекомендовалось подальше друг от друга, так что мы не видели причин вообще заморачиваться с бивачным снаряжением. Вместо этого сняли для предстоящей ночевки три комнаты в гостевом доме "Благодать" на окраине Сортавалы. Казалось бы, для этого дня уже приключений вполне достаточно... Но оказалось, что ни один из наших навигаторов не мог проложить правильный маршрут к нашей гостинице. Они видели наличие улицы, где её в помине не было, а так же не всегда видели закрытые воота, которые как раз существовали. После нескольких безуспешных попыток найти дорогу наугад пришлось таки позвонить в гостиницу и попросить инструкций. К счастью, мы к тому моменту уже были недалеко, и после подсказки благополучно добрались до места. Уфф!
Время в гостинице прошло хорошо, но быстро. Стартовали мы на следующий день в порядке наших номеров с 9 утра, а до старта еще предстояло добраться... Но в результате приехали даже с запасом.
В одной из прошлых экспедиций вокруг Ладоги нас уже приводили к Змеиной горе около Соролы. Это известный скалолазный район, и я надеялся там на лазательный технический этап. Однако, тогда дело почему-то ограничилось банальным спуском по веревке, который можно было бы организовать и во множестве менее примечательных мест. К счастью в этот раз надежды оправдались, и на Змеиной горе таки было нормальное скалолазание. А я как раз скальники взял. И даже магнезию!
Надо сказать, что скальники там вовсе не помешали. В принципе, маршрут был не сложный, но не представляю, как его можно было бы залезть в кроссовках со скользкой подошвой...
На этом этапе мы были первые. Конкуренты почему-то заметно поотстали, и мы радостно рванули назад на трассу... Но проехали не так уж много:
Оказывается, накануне там машина ушла с обрыва вниз. К счастью, до низа она не долетела (а лететь вполне было куда), а повисла на склоне мордой вниз. Судя по разбитому заднему стеклу, водитель выбрался через него. Вообще, после такого приключения машина выглядела на удивление неплохо. Но поднять ёё и погрузить на эвакуатор было делом небыстрым.
В процессе ожидания сняли бонусную фотографию "Тарзан в джунглях":
А так же бонусную фотографию с сюжетом, аналогичным заданному:
А машину всё вытаскивали и вытаскивали... Полчаса примерно мы там простояли. Но в результате всё закончилось, и мы благополучно проехали. Тут нам навстречу попались и первые преследователи. Это были дети, что характерно.
Много еще встретилось живописных мест. Большие и маленькие водопады:
Разлом в скальном массиве неподалеку от Куркиёки:
Одним из заключительных пунктов была фотография церкви на острове рядом с Васильево. Теперь это место выглядит так:
А пять лет назад было так:
Вполне можно понять, почему не построили элегантный красивый мостик. Тогда, даже если закрыть его воротами, было бы легко обойти препятствие и пробраться на остров. А желающих нашлось бы немало. Но наверняка можно было придумать что-то менее уродливое...
Прибыв на финиш, мы, почему-то, даже не очень удивились, что организаторов в точке с заданными координатами еще не было. Отрыв от остальных экипажей у нас был очень заметный, а время, чтобы добраться до финиша, у организаторов очень ограничено. Так уже с нами было однажды в экспедиции вокруг Онежского озера. Однако, дозвонившись до организатора, мы удивились еще больше: он утверждал что стоит не совсем в нужной точке, но довольно близко, и озеро с его позиции отлично видно. Мы объездили весь берег, ничего не нашли и решили заехать по совсем уже странной длинной и плохой дороге. Именно там орагнизаторы и нашлись. К счастью, они не успели развернуть финиш, и нам удалось их убедить, что в той точке финиш точно никто не найдёт. Вместе переехали в более правильное место, где мы и финишировали окончательно, сдав все бонусные задания и чип.
Экспедиция получилась вполне удачной, учитывая все форсмажорные обстоятельства. Кроме того, погода была самая жаркая за всю историю нашего участия, что было очень хорошо на "мокрых" этапах. Хоть призёры и будут назначаться на каждый день отдельно, у нас мало шансов что-то получить даже за последний день: мы не смогли найти один КП и провалили один технический этап. Но настроение всё равно бодрое :). Мы всё ещё можем выбраться из дома, забраться по своей воле в слабо проходимые места, выбраться из них, куда-то сбегать, что-то изобразить, куда-то залезть... Жизнь продолжается. А главное - полное выпадение на двое суток из нынешнего информационного фона. Это вообще бесценно.