Деревня Гайтюнишки расположена в Вороновском районе Гродненской области примерно в 192 км от Минска. До литовской границы отсюда рукой подать - всего 2 км. Это место особо известно душевнобольным правонарушителям и историкам. Их общий интерес - старинный дом-крепость, в котором сегодня расположена республиканская психиатрическая больница для лиц, совершивших преступления в состоянии психического расстройства.
Гайтюнишки известны с начала XVII в. как частное владение главного строителя и заведующего королевскими строениями в Вильно Петра Нонхарта - эмигранта из Фландрии. Получив во владение земли в Гайтюнишках, П. Нонхарт вместе со своим сподвижником Ваном Доденом строит личную резиденцию, дом-крепость (1613 г.) и каплицу-усыпальницу (1633 г.).
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по территории психиатрической больницы. Люди бывавшие в этом месте году этак в 2003-м отзываются о Гайтюнишках не лестно: я помню рассказы друзей о том, что это место реально стремное - постоянные крики больных, какая-то непонятная беготня, да и окружающая обстановка очень напрягает...
В этот раз все выглядело несколько иначе: везде какие-то рисунки, картинки, маленькие фигурки зверей и гномиков, вобщем такое чувство, что мы в детский лагерь приехали. Ну разве что конечно "колючка" в глаза бросается и высокие заборы из сетки-рабицы.
План расположения построек спецучреждения. Обращают на себя внимание здание морга расположенное в дальнем углу территории, а также корпуса отделений 1, 2 и 4, расположенные в виде четырехугольника с внутренним двориком. Об этих зданиях чуть позже...
Единственный сохранившийся в Беларуси дом-крепость был построен за один год в 1612(3) году известным архитектором оборонительных сооружений (в том числе и Виленского замка) Петром Нонхартом для собственного проживания. К обеспечению своей безопасности в то неспокойное время Нонхарт подошел ответственно. Толщина стен в угловых башнях достигает полутора метров.
Дом окружали наполненный водой ров и вал, немного дальше - система искусственных прудов. Они также имели оборонное значение. Широкие водоемы делали невозможным подвоз к крепости на близкое расстояние осадных пушек для прицельного огня и затрудняли подход войск непосредственно к стенам крепости. Для автономного водоснабжения в подвале крепости сделали колодец. На первом этаже располагался небольшой гарнизон солдат. Сам владелец с семьей проживал на втором этаже дома и третьем этаже встроенной башни, имеющей отдельную лестницу. Во времена Северной войны дом-крепость выдержал осаду шведов.
На протяжении столетий сменилось немало хозяев у дома. В 1956 году здесь разместили психиатрическую больницу с обычным режимом наблюдения. Тогда же к дому пристроили крыльцо с балконом наверху, сильно изменившее его внешний вид.
Немного позже - уродливую лестницу, ведущую на балкон.
Затем - не менее уродливую одноэтажную пристройку позади крепости.
В 1989 году спецпсихбольницы из системы МВД передали Минздраву и спецпсихбольницу, располагавшуюся прежде при Могилевской тюрьме, перенесли в Гайтюнишки. Поначалу на первых 80 больных хватало одного старого здания, но со временем их число увеличилось. Рядом построили новое здание. Сейчас там находится основное количество пациентов.
В доме-крепости под старинными сводами расположились административные кабинеты, прекрасно оборудованные лаборатория и стоматологический кабинет, а также отделение общего режима с женской палатой. В условиях общего режима содержатся больные, совершившие мелкие преступления. Общий режим содержания практически ничем не отличается от обычной больницы.
Сохранились узкие коридоры, крутые лестницы. Низкие своды подвала соседствуют с высокими потолками первого и второго этажей. В подвале сохранился колодец водоснабжения. Разочаровало то, что в романтических угловых башенках теперь расположены кладовки и туалеты. Внутренняя отделка, как и раньше, очень скромная. В этот день внутрь нам попасть не удалось.
Постепенно количество больных увеличивалось, и в начале 1990-х годов пришлось рядом строить одноэтажный новый корпус, в котором содержатся больные в условиях усиленного и строгого режимов. Снаружи его охраняют милиционеры.
Новый корпус резко контрастирует с общим видом местности. В сравнении с тюрьмами охрана в Гайтюнишках слабая. Новый корпус окружен сетчатым забором с колючей проволокой по верху. На окнах решетки. Здание построено в форме квадрата с прогулочным двориком внутри. Дворик сверху затянут проволочной сеткой. В пространство между забором и зданием на ночь выпускают сторожевых собак. Вовнутрь здания милиционерам разрешено входить только в критических ситуациях, которые бывают нечасто.
Журналист Василий Семашко, текст
статьи которого взят за основу для моего сегодняшнего поста, смог побывать внутри и сделать снимки пациентов этого спецучреждения
Фото Василия Семашко
источник Что еще запомнилось в тот день в Гайтюнишках, так это очень странное поведение милиционеров-охранников. Никого не хочу обидеть, но они так по-дурному ржали, что реально складывалось впечатление, что это и есть переодетые пациенты психбольницы. Мне еще вспомнилось тогда одно изречение: "Из психбольницы выйти здоровыми есть шанс только у пациентов" (с)
Пруд на реке Жижма расположенной совсем рядышком.
На плотине пруда размещалась водяная мельница. Поблизости располагались помещичьи конюшни. Работали кузница, маслосыродельня, ткацкое производство. Здание на кадре ниже напоминает ту самую водяную мельницу
Рядом с деревней в небольшом лесном массивчике расположенном посреди поля скрываются достаточно огромных размеров руины часовни-усыпальницы.
В 1633 году в нескольких сотнях метров от дома-крепости Нонхартом была построена семейная часовня-усыпальница. По внешнему виду каплица напоминает оборонительное сооружение. Сказывается специализация архитектора. По вере Нонхарт был протестантом. Со временем строение перешло к католической церкви. Сейчас каплица почти полностью разрушена и скрыта выросшими в развалинах деревьями.
В 1930 году часовня выглядела так
Автор: Я. Булгак.
источник Когда мы пробрались к руинам, то были просто ошарашены надписи на охранной табличке, установленной на одной из стен. "Сядзіба Ваньковіча. 19 ст." Откуда? Какого хера? Вопрос осталься не освещенным и по нынешний день.