НЕГОРЕЛОЕ-КОЛОСОВО. СССР-ПОЛЬША.ГРАНИЦА

May 19, 2011 12:28

Прошел уже почти месяц со времени нашей вылазки, а отчетик готовлю только сейчас. Еще в январе мы обсуждали с Лешей Тэрро возможную вылазку на место бывшего пограничного перехода между Польшей и СССР существовавшего между ст.Негорелое и ст.Колосово линии Москва-Брест. И вот на Пасху мы-таки выбрались в намеченный район. После поездки я решил основательно подойти к вопросу о истории данного места, а именно: собрался бороздить национальный архив на предмет наличия различных документов касающихся участка Негорелое-Столбцы. Думаю в архивах должна быть полная информация о погранзаставе: время строительства/ликвидации, количество построек, их назначение, рабочий штат, принцип работы погранперехода и др. Идея как видите хороша, да вот уже с месяц работа не продвинулась ни на шаг. Виной тому не только вселенская лень автора, но и ряд объективных причин связанных с несколькими учебами: гребаная автошкола с её не менее гребаным вождением, да и диплом мне защищать через пару недель, а тот до сих пор не написан (шоб я так диплом писал, как посты стругаю:)))



Вобщем как легко догадаться в архивы я так и не попал, хотя честно скажу что попытки были - даже звонил в отдел и говорил, что приду немного пыль с папок постряхиваю. Но пока этого не произошло, а материал лежит и маринуется, что мне не особо нравится.

Так и решил пока опубликовать практически сырой (но интересный наверное) материал, а уж потом если что дополнять его все новыми фактами, документами, фотографиями.

Что же теперь осталось от погранперехода вдохновившего Маяковского на знаменитые строки :"Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза."
Как выглядел терминал погранперехода в 30-х и как выглядят его руины сейчас смотрите в данном фотоотчете.



После заключения Рижского мирного договора между СССР и Польшей в 1921 году, значительная часть Беларуси отошла в состав Польской республики. Поделили республику в принципе так, как показано на картинке позаимствованной отсюда .



Так вот нас интересует участок железной дороги между Барановичами и Минском. 1 апреля 1921 года пограничная комиссия установила границу между Советской Россией и Польшей в 1,5 километрах к востоку от фольварка Колосово ( нынешняя станция Колосово )



На карте видны две железнодорожные станции расположенные совсем рядышком буквально в 150-200 метрах друг от друга - это и есть польский и советский пограничные терминалы. Ближайшая к этому месту станция со стороны Польши была станция Столбцы, с советской - Негорелое. Негорелое, входившее в состав Койдановского (с 1932 г. Дзержинского, в 1934-1939 Минского) района Минской области, стало первой пограничной станцией - воротами в страны Западной Европы и Америки. В эти времена здесь останавливались известные русские и зарубежные художники, писатели, артисты, музыканты, скульпторы…

Станция Негорелое источник: здесь



Стоит также упомянуть и о легендарном поезде Негорелое - Париж, который курсировал если не ошибаюсь раз в неделю.

Пассажиры поезда Негорелое -Париж     источник здесь



Вернемся же к самому погранпереходу. Осенью прошлого года я наткнулся на отчет одного поляка, который приехал в Колосово и с проводником из местных отыскал как он думал остатки фундамента здания польского терминала. Как выяснится ниже он побывал только на советских руинах, а польских так и не увидел возможно в силу того, что его проводник был "Chyba był amatorem tanich trunków, nie dało się wytrzymać w samochodzie."(Был любителем дешевых спиртных напитков... и далее "не мог стоять на ногах").

Так вот именно этот отчет и малюсенькая фотография руин фундамента как-то подколупнули моё сознание и сказали "Ты должен там побывать". Живо откликнулся на мои размышления и Леша Тэрро, ну а в самый канун Пасхи к нам присоединилась моя хорошая подруга Маша. И вот 25 апреля ближе к полудню мы сходим на перрон станции Колосово и начинаем движение по путям в сторону ст.Негорелое, придерживаясь правой (южной) стороны полотна. Пройдя метров 500 мы решили уже войти в лес и начать "прочесывать" территорию в надежде найти еще что-нибудь интересное. Результаты не заставили себя долго ждать - еще метров через 300 в лесу мы нашли остатки по-видимому блиндажа времен ВОВ, параллельно которому тянулись отчетливые траншеи военных окопов. Этот элемент я четко идентифицировал, потому как практически все детство прогулял в таких окопах у себя за домом в родном Светлогорске.





Преодолев еще метров с 300 мы заметили, что лес стал каким-то необычным  - среди сосен и елей появился явно культурный кустарник и акации.  Леша увидел какой-то столбик и начал его ковырять палкой, приговаривая, что это может быть след от польких построек, но мы с Машей  еще раньше увидели то, чего не увидел он. А именно: он стоя у этого столбика,  находился в самом центре развалин  состоящих из крупных железобетонных плит с мощной арматурой, торчащей наружу. Сомнений нет - мы на польских постройках.





По руинам видно, что размеры здания были не маленькими...



... Также совершенно очевидно, что здание бомбили - оттого его и не стало. Вот только вопрос бомбили в 39 году Советы, в 41 немцы или кто-нибудь из них уже в ходе кампаний 43-44 годов?



Да кстати вот сохранившееся фото польской заставы 1930-х годов. Руины этой заставы Вы наблюдаете на снимках ниже и выше.



Источник тут



Наше внимание привлек деревянный шест перекинутый через западинку (на ПП фото)



Подойдя ближе к этому месту, мы увидели то чего совершенно не ожидали увидеть - колодец!!!



Причем в колодец можно спуститься метров на 10 вниз по сохранившимся стальным  ступеням.



В колодец видно не раз спускались - теперь понятно назначение полена, перекинутого над дырой.















Свежие  ямы вырытые возможно черными копателями.  Тут действительно можно найти много интересного - мы вот нашли ржавую миску, а также что-то напоминающее плафон от уличного фонаря.



Кустарник  в этом лесу явно не родной



На последок еще исторический кадр : Экспресс №3 Москва-Столбцы прибывает на польскую пограничную станцию



Что ж  осмотр польской части закончен  и мы движемся дальше в сторону Негорелого  и вскоре достигаем границы, которая четко просматривается на местности  и по сей день! Линию границы унаследовала просека в лесу вдоль которой проложен кабель.



Столбик справа на фото стоит практически на том же самом месте где стоял пограничный столб между СССР и Польшей (снимок ниже)

Вид на советскую пограничную заставу.



Кстати эти снимки сделаны с польской вышки, которая стояла по левую сторону от путей. Возможно этот снимок сделан внутри неё - польский дозорный



На гуглоснимке ситуация выглядит так:



Точками показаны контуры в пределах которых находятся руины застав, жирная точка  - место где стояла польская вышка, сплошная линия - линия границы.

Ну а это старые фото непосредственно границы. В кадре польский патруль.





Источник фотографий

Наконец мы доходим до руин советской заставы. И сразу же бросается в глаза четкая разница фундамента с фундаментом польским - советский щебень, валуны с цементом, против польского железобетона и арматуры.









За пограничными воротами находится здание, руины которого мы сейчас разглядываем. Деревянная арка перекинутая над путями имела два лозунга: на стороне обращенной в сторону Советской страны въезжающие буржуи из Европы могли видеть приветствие "Привет трудящимся запада!", на обратной обращенной в сторону Европы - "Коммунизм сметет границы между странами!".



Кадры 1941 года сделанные немецкими военными





Источник здесь



Рядом с фундаментом по обе стороны от здания видны такие прямоугольные колодцы глубиной с 1 метр



Из земли торчит колючая проволока





Территория заставы обнесена деревянными столбиками с проволокой. Столбики затем продолжаются дальше в сторону о.п.Мезиновка (ближайший остановочный пункт отсюда).



А это фундамент  второго здания, которое расположено совсем рядом



На фото оно дальнее



Корни упавшего дерева вскрыли  местную "геологию")))





То же и с антипожарной распашкой идущей вдоль железнодорожных путей - она вскрывает большое количесвто битого кирпича и не только...



...есть и такие находки кусков плавленого стекла прямо рядом с фундаментом







Еще один эксклюзив из исторического - разбитый советский танк Т-26 на фоне пограничной арки. 1941 год



Источник тут

Побродив по руинам, я придумал еще одно занятие: вооружившись карандашами и листочками бумаги мы отправились обрисовывать контуры фундаментов и мерять их размеры, затем  "привязали" свои чертежи  к пикетным столбикам железной дороги  и в итоге получилась  такая реконструкция советской заставы



Ну и общая ситуация местности



Вобщем, как видите сами, конечно  же не хватает  архивных сведений. Что я мог сделать по данной теме - то сделал. Но я думаю что проглядев этот материал можно вполне себе представить как выглядели  первые "советские ворота на Запад" /"восточный оплот Польши" , а также сделать неутешительные  выводы глядя на фотографии современности.  Кто знает возможно вновь воссозданный на этом месте  "кордон"  (грамотно воссозданный) привлек бы сюда немало туристов - в первую очередь польских, для которых эта земля является настольгическим напоминанием  о некогда бывшей в их составе Западной Беларуси.

Фото, фотолинии, история, Чыгунка, путешествия, история ЖД, шляхамі Беларусі, граница

Previous post Next post
Up