Нарын - небольшой городок в центральном Кыргызстане с населением в 40 тысяч человек. Несмотря на это, он носит статус областного центра, имеет свой театр, университет и даже троллейбус! По наличию "рогатого" Нарын может претендовать сразу на два рекорда: самый высокогорный троллейбус (выше 2000 м) и самый маленький населённый пункт, имеющий этот экзотический вид транспорта. О том, как мы посетили троллейбусное депо в Нарыне, я уже писал ранее
здесь, а сегодня кажись пришло время устроить прогулку и по самому городку.
Из областных центров бывшего СССР Нарын является вторым по высоте над уровнем моря и уступает лишь таджикскому Хорогу расположенному на Памире. Из-за подступающих с обеих сторон отвесных скал, город имеет ширину метров 300-400, зато вытянут вдоль одноимённой реки аж на 15 километров. Из архитектурных сооружений стоит отметить наличие очень красивой и необычной мечети. Вся остальная застройка представлена панельными трёх-четырёхэтажками, советскими административными зданиями и мощным частным сектором. Как и в любом другом городе Кыргызстана, здесь очень бедненько, но вместе с этим чисто и главное - безопасно.
Посещающие Нарын осматривают мечеть, катаются на троллейбусе и направляются дальше на юг в Ат-Башы (горный туризм) и Ташрабат ( пожалуй главная архитектурная достопримечательность всей страны). Мы же отвели на прогулку по городу целый световой день.
В Нарын мы ехали целых пол дня на маршрутке из Каракола (Пржевальск) с часовой промежуточной остановкой в Балыкчи (Рыбачье). Практически сразу же познакомились с водителем маршрутки, молодым парнем Сашкой, и ещё только, можно сказать, начав свой путь от Иссык-Куля, уже решили вопрос с ночлегом. В своём частном доме Сашка сдаёт жилые комнаты для приезжих, вот он и предложил нам жить в такой за полцены (всё-таки ещё не начался сезон).
Дорога из Каракола в Нарын, половина которой прихождится на побережье Иссык-Куля, а вторая на извилистые горные дороги с перевалами вплоть до 3000 метров, заслуживает отдельного развёрнутого описания, потому что это самое настоящее приключение. Как-нибудь постараюсь по памяти восстановить этот путь в отдельном посте.
Итак, мы прибыли на автовокзал областного центра, где Сашка должен был высадить пассажров, отчитаться о поездке, а потом уже везти нас в аппартаменты, которые были расположены аккурат на другом конце длинного и узкого города. Снаружи автовокзал я почему-то не зафоткал, а вот внутреннее убранство - пожалуйста.
Среди аутентичной советской обстановки в перую очередь привлекает внимание стол для настольного тенниса. Сложилось впечатление, что в Киргизии эта игра очень популярна: сам в центре Бишкека часто видел как в скверах и парках молодёжь (и парни, и девушки) играет в теннис.
С автовокзала мы, как и планировалось, отправились заселяться к нашему новому знакомому, но Сашка не спешил домой: он всё притормаживал то тут, то там, объяснял, показывал... Также он был в курсе, что едва ли не главной причиной, по которой мы приехали в Нарын, был их высокогорный троллейбус, поэтому решил свозить нас прямо в депо. Экскурсия вышла очень годной и ещё раз повторюсь, что прочитать подробнее о ней можно по
этой ссылке.
Конечно же нам хотелось посмотреть и на реку Нарын, одну из крупнейших на Тянь-Шане. Город как раз возник в месте переправы через Нарын на торговой дороге в китайский Кашгар. Сашка удовлетворил и эту нашу потребность.
В весеннюю пору года вода в реке уж больно мутная
Со стороны Бишкека в Нарын есть два въезда: один находится в районе автовокзала, а вот эти "городские врата" расположены в противоположной части города
Долина реки разделяет разновозрастные горные массивы: слева - красноцветные палеоген-четвертичные горы (помладше), справа - каменноугольно-пермские (постарше). Сразу вспомнились похожие пейзажи туркменского Койтендага
В конце концов наш маршрутчик Сашка, заметив, что нам очень уж интересна природная составляющая, предложил нам немного прогуляться у реки за городом, пока он будет готовить наши спальные места. Мы, конечно же, согласились.
О силе водного потока в реке можно судить по размеру окатышей валунов, которые он может/мог транспортировать. В очередной раз купляюсь на одну и ту же уловку - набираю полные карманы красивых образцов гальки, чтобы потом весь обратный путь её выбрасывать. Влажная галька с пляжа, она всегда красивая, а когда высыхает, то каменюка как каменюка - ничего примечательного
А вот в этом ручейке вода абсолютно чистая - здесь есть источник, к которому местные ездят на отдых
В город вернулись пешком и быстро разыскали дом, в котором нам предстояло сегодня заночевать. Немного перевели дух, переоделись и отправились уже на более детальный осмотр Нарына.
Нарынский государственный университет расположен практически за городом, совсем рядышком с ним мы недавно гуляли у реки
Памятник Тайлак-Батыру - одному из правителей Киргизии 19 века. Дорога за ним как раз выводит на мост через Нарын и на "городские ворота" (видны на заднем плане)
Милиция. Вот так вот всё простенько и без пафоса)) Ещё в
вводном посте про этот наш среднеазиатский трип я писал о том, что Кыргызстан - самая свободная и демократичная среднеазиатская страна. Мента здесь днём с огнём не сыщешь, никто не остановит и не попросит предъявить документы, никто не морочит голову регистрациями и прописками - полная свобода в сравнении с соседним Узбекистаном или даже Казахстаном
Небольшой городской парк
Не знаю, может просто показалось, но сложилось впечатление, что для 40-тысячного городка здесь как-то непропорционально много автозаправок. Тем более, что все они сконцентрированны на небольшом отрезке (1-1,5 км) центральной городской улицы Ленина. Штук 6-7 точно насчитал
Контактная сеть есть, а троллейбусы не ходят. Именно в эти дни, когда на носу государственные праздники, рогатому решили устроить какие-то своеобразны каникулы. Короче нам и тут не повезло - не прокатились по Нарыну на троллейбусе.
Неспеша идём в направлении центра, до которого осталось ещё топать километров 5
По уровню знания местным населением русского языка и количеству русскоязычных вывесок на магазинах и прочих заведениях Кыргызстан, пожалуй, можно ставить на первое место среди среднеазиатских республик.
Нормальный сносный асфальт в областном центре лежит только на главной улице Ленина, на всех остальных улицах дороги грунтовые. Собственно, как я уже говорил, в двух-трёх сотнях метров в стороны от центральной улицы уже и город заканчивается.
Общественная баня
Ответвление контактной сети в сторону троллейбусного депо
У повотора на троллейбусное депо начинают появляться первые кварталы высотной застройки. Трёх- и четырёхэтажные домики с одной стороны прямо дают понять, что ты находишься в постсоветском городе, с другой стороны их проекты не являются типичными, которые встречаются повсеместно от Бреста до Владивостока
Здесь ещё живы ларьки, видел даже аптеку расположенную в таком вот строении
"Балдар бакчасы" - детский садик. На калитке, кстати, изображён типичный национальный узор, которым украшают двери в кыргызских юртах.
Вот мы уже дошли до Нарынской новой мечети, которая однозначно может считаться главной архитектурной достопримечательностью города. Есть что-то необычное и нетипичное в этом исламском храме, заимствованное, наверное из соседнего Китая (до него всего каких-то 200 километров осталось).
Эта же мечеть впоследствии внесла довольно большие коррективы в нашу дальнейшую прогулку по городу. На осмотр сооружения, вместо стандартных 10-15 минут, у меня ушло аж полтора часа, так что в центре Нарына мы оказались, когда уже прилично стемнело. Зато я смог не только побывать внутри мечети, но и подняться на её минарет (высшее сооружение тгорода) и засмотреть окрестности с высоты. Впрочем, об этом уже во второй части прогулки.