ГРУЗИЯ. УЖД "Боржоми - Бакуриани"

Aug 26, 2015 16:15

Из впечатлений большинства туристов, побывавших в Грузии, вы вряд ли почерпнёте что-то новое для себя, потому что все говорят по сути одно и тоже: "Замечательные люди", "Замечательная природа - море и горы", "Замечательная кухня" и т.д. И всё это, конечно же, правда! Но вот если вы обратитесь за советом ко мне, ну типа "где побывать в первую очередь и  что посмотреть", то я не задумываясь предложу два зачётнейшных места: столицу канатных пепелацев всея Союза - мегаиндустриальный город Чиатура и уникальную узкоколейную железную дорогу "Боржоми - Бакуриани", построенную в горах на рубеже 19-20 века по личному указу государя-императора Николая. О Чиатуре я постараюсь написать скоро-скоро, а вот впечатлениями и  фоточками незабываемой поездки по узкоколейке да ещё и в кабине электровоза, спешу поделиться прямо сейчас.

Узкоколейная железная дорога "Боржоми - Бакуриани" находится в центральной Грузии. Первоначально она задумывалась для осуществления подвоза отдыхающих из Боржоми к минеральным источникам посёлка Бакуриани, расположенного выше в горах. Строительство дороги, в котором даже успел принять участие знаменитый инженер Гюстав Эйфель, проходило в период с 1898 по 1901 годы, после чего по ней пошли первые туристические составчики. В советское время на дороге появилось ответвление, по которому начались осуществляться грузовые перевозки - возили андезит (порода такая) из крупной шахты.



В 1966 году то ли из-за своего сложнейшего горного профиля, то ли из-за расположения в важной рекреационной зоне, УЖД "Боржоми - Бакуриани" стала первой и, если я не ошибаюсь, единственной электрифицированной узкоколейкой общего пользования во всём СССР. Специально для нужд этой дороги в Чехословакии был создан специальный узкоколейный электровоз ЧС11, который и по сей день можно увидеть только в Боржоми. Мне посчастливилось не просто увидеть этого редкого крокодильчика, но и даже прокатиться в его кабине! Вобщем, поехали кататься!


По состоянию на лето 2015-го года  по УЖД ходит две пары поездов в сутки отправлением из Боржоми в 7.15 и 10.55. Путь до Бакуриани составит  2,5 часа. В принципе целесообразно прокатиться на поезде всего в одну сторону, а назад уже можно вернуться на маршрутке (такой путь займёт всего-то полчаса).

Важно знать, что "кукушка" (так традиционно называют маленькие составы на всём постсовке) отправляется НЕ с красивого большого вокзала "Боржоми-Парк" имперской постройки, расположенного в центре курорта, А со станции "Чёрная речка" (ещё называют "Боржоми-Грузовая"), которая находится в 2-2,5 километрах восточнее.





Добраться до неё можно на маршрутке (40 тетри) или такси (3-4 лари), но если вы едете электричкой из Тбилиси, то не парьтесь - выйдете как раз на "Чёрной речке".

Электричка, расписание которой  специально подогнано под отправление бакурианского поезда, прибывает на место в  10.30. На пересадку даётся 25 минут, хотя вполне хватит и двух с половиной. Ну это если в магаз за пивом не бежать, конечно.



На этом же перроне вас уже будет дожидаться игрушечных размеров, но довольно грозного вида составчик



Большинство путешественников, обкатавших боржомскую "кукушку", пишут, что в составе всегда два вагона и они практически всегда пустые. Но сегодня мы мало того, что увидели три вагончика, так ещё и по свободным местам особо выбирать не пришлось - их было немного.   Разгар сезона, видимо))



Вагоны бывают двух классов комфорта: эконом и бизнес))  И те, и те в пребывают в довольно хорошем состоянии: чисты и ухожены в отличие от тех вагенов. на которых доводилось кататься на Украинских УЖД.

Проезд в эконом-вагончике обойдётся всего 1 лари (0,45 доллара). Внутри хоть и жёсткие деревянные сиденья, но однако есть и существенные плюсы: почти полностью открывающиеся окна и открытые тамбура, с которых очень приятно втыкать на дорогу во время поездки. Я бы обязательно сел в этот вагон, если бы он к нашему прибытию (за полчаса до отправления) не был уже забит под завязку местными жителями, которые скорее всего выбрали этот эконом только из-за цены.



Поездка в более козырном вагоне будет стоить аж в два раза дороже, то есть 2 лари, то есть примерно 90 центов. Бизнесс-класс обычно оккупируют нечастые туристы, которых сегодня на удивление оказалось вовсе не мало. Сидушки в этом вагоне всего чуть-чуть комфортнее, но вот окна с откидными форточками, что не совсем удобно, а пара окон вообще их вовсе не имеют. В тамбуре тоже особо не потусуешься, но можно попросить кондуктора, чтобы тот открыл заднюю дверь и это уже будет большим делом)



Ну а во главе этого поезда вот уже 50 лет неизменно находится узкоколейный электровоз ЧС11, привлекающий к себе взоры, пожалуй, каждого пассажира. Обладая необычной хищной внешностью (похож на зелёного аллигатора) и миниатюрными размерами, "чех" является настоящим гвоздём программы: с ним фоткаются, в его кабину залазят едва ли не толпами, а машинисты этого чуда постоянно рассказывают интересующимся про саму машину, про особенности её устройства, про предстоящую поездку в горы...



ЧС-11 - узкоколейный электровоз колеи 911 мм с питанием 1,5 кВ от сети постоянного тока, предназначенный для эксплуатации на железных дорогах с горным профилем пути. Произведён в Чехословакии на "Народном предприятии Дубница" в 1966 году на базе промышленного электровоза Е17.  Всего было построено 12 таких машин и все они эксплуатировались на железной дороге "Боржоми - Бакуриани"! Со слов машиниста, в настоящее время в строю осталось всего 6  чехов. Чуть позже сегодня в депо мы насчитаем популяцию из 8 крокодильчиков.

!Фотографии кликабельны!

"Фас"
Заводская табличка. Дубница. 1966 год
"Профиль"








Попасть внутрь кабины не составит вам никакого труда. Можно даже и не спрашивать ни у кого, а заходить и смотреть, что интересно.  Табуретки бригады машинистов не спроста стоят на панели до начала поездки - они являются помехой для открывающихся внутрь кабины дверей.



Рабочее место машиниста
Вольтметры и амперметры электродвигателей
Бульбо-передачка








Не особо люблю мелькать своими щами в кадре, но здесь было бы грех не сфоткаться на память с таким редким агрегатом.



Минут за 10 до отправления мы разговорились с машинистом о том, о сём. Он сильно гнал на Мишку Саакашвили, желал всяческого здоровья и успехов нашему "батьке" и просил нас обязательно передать ему привет. Я пообещал. Потом он немного рассказал про железную дорогу, про свой трудовой путь и ещё про что-то... Когда я задал вопрос по поводу моста Эйфеля, то он сказал: "Вай, дорогие мои! Я вам обязательно скажу и покажу, когда мы будем проезжать!"

Я ещё тогда подумал: :"Как это, интересно, он собирается нам этот мост показывать?"
............................................................................................................................................................

В 10.55 наш состав, наконец, отправляется в путь!  Рядом с железнодорожным депо на постаменте красуется узкоколейный паровоз-памятник неблагозвучной серии Ьп-48 1914 года (!) постройки.   Такие агрегаты, рождённые Коломенским заводом,  работали на дороге до её электрификации.



Мы же пересекаем автодорогу Боржоми-Бакуриани, проезжаем парочку кривых и уже совсем скоро въезжаем в противолавинную галерею где и становимся.



Кто-то, более глазастый из нашего вагона, сообщает, что машинисты взяли на борт какого-то мужичка с топором. Сидящие в вагоне (по большей части вольные путешественники) сразу вспомнили про "автостоп второго рода"))



Уже в самом начале пути дорога удивляет своими замысловатыми виражами. Кстати, при движении из Боржоми в Бакуриани в вагоне всегда рекомендуется садиться по левой стороне, потому что первые 14 километров пути поезд объезжает высокую гору, расположенную справа от дороги и препятствующую хоть какому-то нормальному обзору.  Далее уже сторона на которой вы сидите не будет играть никакой роли: поезд, набирая высоту, будет ехать прямо, а потом столько же в обратном направлении, а потом ещё столько же прямо и так много раз, так что увидите всё, что можно увидеть










Из первого вагона в наш приходит какой-то паренёк с блокнотом и начинает спрашивать у всех пассажиров откуда они приехали. "Поездовщик" - подумал я и вобщем-то не ошибся)) В вагоне нас оказалось где-то  человек 16: группа туристов из Украины (8), группа "поездовщиков" из той же Украины (4), мы с женой  и ещё пара местных мужичков. Всего по результатам переписи "поездовщика" в поезде ехало 42 иностранных гражданина и "хрен знает сколько грузин" (цифы помню приблизительно, так что если поездовщик отзовётся - поправит меня)



Пришёл кондуктор, обилетил пассажиров, открыл заднюю дверь в вагоне, чтобы мы могли смотреть на дорогу, и удалился



Первая регламентированная остановка - станция Садгери



Далее состав продолжает петлять по кривым дорожкам среди густого леса



Путешественинки в нашем вагоне по-тихоньку привыкают к  ходу поездки и присаживаются на свои кресла, откладывая фотоаппараты в сторонку... Самое время обратиться к некоторым цифрам, картам и фактам

При протяжённости дороги 38 километров, перепад высот между конечными её станциями составляет 900 метров, а это, согласитесь, для железной дороги очень круто! В смысле "круто", а не "классно"!



Набор высоты идёт постоянно, отчего дорога выписывает удивительнейшие кренделя на местности. Вот как, например, выглядит на карте отдельно взятый участок боржомской узкоколейки. Стоит ли теперь удивляться, что путь в 38 километров поезд преодолевает за 2,5 часа?



В вагонах поезда висит информация с изображением известного
французского инженера Гюстава Эйфеля, башни имени его и
железнодорожного моста. Вот этот мост, сооруженный над рекой Цагвери
боржомской УЖД, Николай Второй заказал во Франции и
конструировал его Эйфель.  Грузины шутят, что мост построили из
обрезков, оставшихся от Эйфеевой башни))
Мост Эйфеля на карте.
Перегон Цагвери-Цеми






Тем временем мы прибываем на станцию Цагвери. Наш локомотив "глохнет", а на перроне стоит немало людей, которые не спешат садиться в наш состав. Тут я смекаю, что намечается скрещение со встречным поездом, спускающимся из Бакуриани



Можно устроить небольшую фотосессию на станции




 


Всё это время откуда-то из леса постоянно доносится шум идущего железнодорожного составчика. Он то приближается и кажется вот-вот выкатится на станцию, то удаляется куда-то в глубину чащи, то вновь приближается... Ну мы то уже знаем какими серпантинами он движется)

И вот, наконец, крокодильчик вылазит из-за кустов и неспеша прибывает к перрону



Наш поезд ведом ЧС11 под номером 10, а на этом встречаем номер 09





Встречный поезд загружается пассажирами и отправляется дальше, а меня зовёт к себе машинист нашего поезда:
- Эй, дарагой! Сейчас мост Эйфеля будет! Давай в кабину залазь! И жену свою тоже позови!

Вот как! Даже проситься не пришлось - приглашение в кабину, да ещё на две персоны, пришло само))



Мы запрыгнули внутрь "чеха", оставив свои вещи на хранение украинским поездовщикам в вагоне и начали подниматься к мосту



В кабине приятно тикал скоростемер, а мы перекидывались редкими фразами с машинистом и помощником.



Я каким-то образом вспомнил Сергея Болашенко, отчего помоха сразу оживился и радостно закричал: "Вай! Я знаю этого человека! Я помню его, да! Он был у нас! Вот такой (показал большой палец) мужик!"







Наш составчик



Через несколько поворотов мы выезжаем на на мост Эйфеля



Честно говоря, ни вид с моста, ни вид самого моста (даже из кабины) нас никак особо не удивил и не впечатлил.



Мост как мост, разве что из остатков с Эйфелевой башни собран ;)))



Станция Цеми. Прибываем



На станции Цеми мы благодарим бригаду машинистов за то, что те прокатили нас в кабине и возвращаемся назад в вагон.





На станции машинисты взяли в кабину ещё одного "автостопщика второго рода"



Он так и поехал, стоя на подножке и высунувшись из электровоза, а где-то через километр сошёл



Драйв! Несёмся со скоростью 25 километров в час!



В вагоне разговорились с одним украинцем про ответвление на Бакурианский Андезит да так. что я чуть было не пропустил ещё одну достопримечательность дороги - остановочный пункт Тба.
Павильон остановочного пункта ТБА (по-грузински "озеро") не спутаешь ни с каким другим! В Грузии немало заброшек такого стиля, которые, впрочем, и нельзя-то в полном смысле заброшками назвать - павильон же до сих пор стоит и выполняет свои функции)) И никому до него нет никакого дела





Выше в горах, леса начинают подступать вплотную к дороге и ветки деревьев, свисая над контактной сетью, порой уже угрожают целостности пантографа. Такие участки "кукушка" проходит максимально медленно и под пристальным присмотром помощника, который  высовывается из кабины.



Иногда хвойные леса отступают



В соседнем вагоне бизнесс-класса едут практически одни мамы со своими детьми - это явно в какой-нибудь санаторий Либани или Бакуриани



В эконом-классе  продолжают ехать местные жители









Как и на Украине, здесь на УЖД вполне себе  действует услуга "подвоз до порога" - надо только заранее предупредить машиниста в каком месте нужно остановиться. Вот эта семья живёт всего в паре сотен метров от станции, но зачем, зачем им сходить по станции если машинист их подбросит прямо до их собственного жилища?



На станции Сакочави наблюдаем подстанцию и следы былого немаленького путевого развития. Именно отсюда в сторону шла промышленная ветка на шахту "Бакурианский Андезит"



После станции параллельно основной трассе дороги идёт ещё один путь: заросший молодым ельняком, но не разобранный!



Затем путь уходит в сторону и теряется в лесу. Вот это и есть заброшенная ветка на "Андезит"



Ещё перед Бакуриани запомнился каменный арочный мост.



Последние кривые



И мы наконец прибываем в Бакуриани! Конечная станция нашего путешествия находится на высоте 1700 метров! Подъём в 900 метров преодолён



Народ высыпал на пути. Кто-то сразу покинул станцию, а мы решили немного посмотреть на манёвры



Здание станции Бакуриани разрисовано всякими детскими рисунками. Краем уха слышал, что Жена Саакашвили в своё время каким-то образом хотела привлечь внимание к дороге и по её инициативе некоторые составчики (в том числе и электровозы) были раскрашены яркими детскими рисунками. Живопись на здании станции думаю появилась тогда же.



Пути станции Бакуриани
Горловина станции






Состав поезда на станции Бакуриани
Общий вид станции






Манёвры зелёного крокодилыча



От станции до площади, откуда уходят маршрутки на Боржоми, надо пройти всего 400 метров. Обратный путь на машине занимает всего каких-то несчастных минут 30-40.
По пути, кстати, попросили водителя остановиться , чтобы посмотреть на мост Эйфеля со стороны. Если честно, то тоже как-то не впечатлило. Мост как мост.



Может на нём просто кукушки не хватает? А?

Фото, узкая колея, фотолинии, Чыгунка, Грузия, путешествия

Previous post Next post
Up