НОВОСЕЛКИ, ПЕТРИКОВ - по следам деда Талаша...

Apr 03, 2013 19:32

Наверное каждый из нас хоть разок да и слыхал про деда Талаша - легендарного белорусского партизана, героя повести Якуба Коласа «Дрыгва». Мне имя Талаша долгое время было известно только по одной причине: согласно школьному атласу «География Беларуси» за 9 класс в городе Петрикове Гомельской области имеется всего одна достопримечательность - памятник партизану деду Талашу. Поэтому я считал, что ехать в Петриков ради этой одной достопримечательности ну не очень целесообразно… Как того и стоило ожидать, в Петрикове конечно же есть чего поглядеть, и мы еще все это увидим, но позже. А сегодня речь пойдет как раз о Талаше.



Под катом можно разыскать фотографии памятника Талашу, могилы легендарного партизана, а также немного фотографий дома-музея на родине Талаша - в деревне Новоселки.

В центре Петрикова в городском скверике по улице Комсомольской стоит бюст легендарного деда Талаша (скульптор З. Азгур).



Кто же это такой?



Василий Исаакович Талаш, родился аж в далеком 1844 году в деревне Новоселки нынешнего Петриковского района. Жил себе человек и жил в маленьком деревянном домишке...



...и не знал бы про него никто, если бы в 1919 году не началась советско-польская война (а старику было уже 75 лет!). Не имея за плечами никакого военного опыта, Талаш в этот же год создаёт партизанский отряд человек в 300, для борьбы с польскими войсками, командиром которого и становится.

В конце ноября 1919 года в Новосёлках остановилась команда польских моряков, которые по приказу Пилсудского должны были расширить свою военную флотилию на Припяти в районе Турова, Петрикова, Мозыря. Совместным ударом отряда красноармейцев, а также партизан Василия Талаша все матросы в Новосёлках были уничтожены.
Позже, когда отряд был расформирован, бывший командир дед Талаш стал разведчиком 417-го пехотного полка Красной Армии. А еще позже в 1920 году, когда от услуг 76-летнего разведчика отказались, Талаш стал председателем родного Новосёлковского сельсовета.
В статье Анастасии Зеленковой на “Салідарнасці” приведены фотографии переписки, которую Василий Талаш вел с местными исполнительными органами на протяжении долгих 8 лет. Старик ходатайствовал о награждении его Орденом Красного знамени и присуждении особой пенсии за заслуги перед Советской властью (дошло даже до написания письма Червякову). После неоднократных заворотов дела, в 1928 году награда все же находит своего обладателя. Талашу тем временем уже было 84 года.

Примерно в это же время семья партизана перебралась в свою новую хату (сегодня это основное здание дома-музея Талаша в Новоселках)



Потомство у Василия Исааковича было неслабое - аж 13 детей! (К слову, когда я добирался автостопом до Новоселок, то меня подвозил двоюродный брат праправнука Талаша).

Биография Василия Исааковича в некоторых местах весьма противоречива, вероятно потому, что и сам дед явно был не промах)) Одно дело с Якубом Коласом этому подтверждение.

В 1934 году в свет вышла повесть Коласа «Дрыгва», в которой, правда, деда зовут Рыгор, а не Василь и место действия находится в деревне Вепри, а не в Новоселках. Есть в произведении еще ряд авторских «изменений», за некоторые из которых дед даже успел обидеться на Коласа!

В статье Зеленковой читаем: «Между тем сам Талаш произведением Якуба Коласа был просто возмущен. По его мнению, писатель не прославил, а ославил его. В повести Колас упоминал эпизод, когда старый партизан «раскидал» трех польских легионеров. Между тем сам Талаш уверял, что поляков было не меньше пяти!».
Дед возрастом в 75 лет разбросал пятерых матросов-поляков? Тяжело судить о правдивости данной истории в настоящее время. Но все же допустим…



Сам же Колас во время написания повести не был лично знаком с партизаном. В Народной газете нестыковки биографии реального и литературного персонажа объясняются так: «Колас пісаў на аснове нататкаў, якія перадаў яму ўдзельнік беларуска-ўкраінскай экспедыцыі. Адбывалася яна летам 1932 года. Вучоныя даследавалі палескі край, і адзін з іх у час знаёмства з Петрыкаўшчынай сустрэўся з дзедам Талашом і запісаў яго ўспаміны пра грамадзянскую вайну. Калі гэты цікавы матэрыял трапіў у рукі Коласа, ён настолькі захапіўся харызматычнай асобай селяніна, што прысвяціў Талашу сваю кнігу». Ссылка на статью http://ng.by/ru/issues?art_id=55605



В это же время Анастасия Зеленкова ссылается на некое интервью поэта Рыгора Релеса, хорошо знавшего писателя «…после публикации коласовской «Дрыгвы» дед Талаш ходил за Коласом и требовал поделиться гонораром: мол, это же я тебе все рассказал, а ты только записал! (и это при том, что они лично не были знакомы! - прим. TomkaD) Колас резонно заметил, что гонорар положен писателю за то, что он написал произведение, но если свыше поступит распоряжение поделиться, то он поделится. «А чорт вас тут разьбярэ!» - бросил в сердцах Талаш. И остался без гонорара», - вспоминает Релес.»
Да уж кто-то в этой истории явно не прав…

Вот когда уже действительно писатель увиделся с героем своего произведения, так это в Москве в январе 1943 года (самый разгар ВОВ), когда дед Талаш был отправлен с болотного острова Зыслав (если не ошибаюсь в центре Рудобельской республики) на Большую Землю.



Источник фото здесь
Встреча эта была запечатлена на кинопленку. Помимо этого Талаш в Москве встретился и с М.И. Калининым с ходатайством о выдаче ему дубликата ордена Красного Знамени, который у него отняли фашисты (после начала ВОВ, он был арестован немцами, но освобожден, после чего ушел к партизанам). Его просьбу удовлетворили.
В конце 1943 года, Талаш вернулся в только освобождённую Новобелицу - окраину Гомеля. Потом в родную деревню Новосёлки, где и жил до конца жизни, работая лесником.

Он умер 28 августа 1946 года в возрасте 102 лет! Похоронен на Петриковских городском кладбище. На его могиле установлен памятник, разыскать который сегодня не составит особого труда







В 1989 году в Новоселках был открыт «дом-музей Деда Талаша», в котором выставлено около 500 предметов связанных с жизнью и деятельностью Василия Исааковича.



Музей включает в себя два дома. Слева - маленькая крестьянская изба, в которой жил Талаш с семьей до польской оккупации. Изба, сожженная поляками (1920г.) возведена заново.





Слева от избы сарай, где держали скотину. В нем выставлены различные орудия и приспособления крестьянского труда, челн из дуба. Далее погреб для хранения продуктов и колодец, из которого шестом доставали воду (сейчас все находится на реконструкции).

Сохранился и второй дом, который построен Талашом и его сыновьями после гражданской войны.



Дом сейчас находится на реставрации. В нем размещены экспозиции, рассказывающие о жизни, боевом пути Талаша, его односельчан и соратников.







Если ехать из Петрикова, то чтобы попасть в музей необходимо сразу за большим деревянным указателем свернуть с дороги направо…



Метров через триста вы и окажетесь в пункте назначения…





Думаю, что еще разок смогу прокатиться в сторону Новоселок, чтобы разузнать у сотрудников музея еще что-нибудь интересное про биографию деда…

ЗЫ: Еще чуть не забыл написать еще об одном факте связывающем деда Талаша и Якуба Коласа. Оказывается в самом центре Минска на площади имени последнего стоит памятник первому! Иными словами на площади Якуба Коласа помимо памятника самому поэту стоит памятник и деду Талашу. Помните дедулю с винтовкой? То-то же!



Источник фото здесь
Вот теперь на сегодня все

Фото, история, города, momento more, шляхамі Беларусі, путешествия

Previous post Next post
Up