В поисках старых ракурсов. Часть 1. СВЕТЛОГОРСК-НА-БЕРЕЗИНЕ

Jan 12, 2013 12:59

В конце прошлого года уважаемая Снежана ocherkistka, ссылаясь на примеры журналистских изысканий не менее уважаемого Алекса incopolis по улицам Минска, навела и меня на интересную вроде бы мысль "заняться поиском старых ракурсов", но только в применении к железной дороге. Тогда Снежана предложила мне что-нибудь состряпать к концу года, в который БЖД как раз отмечала своё 150-летие. Времени оставалось очень мало, а вот работы был непочатый край. Впрочем и сейчас её стало не меньше, однако кое-что я уже накопал и открыл для себя немало всякого рода интересностей, которые вероятно и не всплыли бы если бы не такого рода сравнения.

Суть моей работы сводился к трем-четырем основным действиям:
1. Поиск исторических снимков сделанных на нашей железной дороге в различные времена (источники: исторические книги, личные коллекции, открытки ну и конечно же богатейшие фонды проекта "Фотолинии" на сайте railwayz.info);
2. Выезд на местность и попытка сделать снимки с тех же самых ракурсов (на практике это оказалось ой как сложно! Хотя может это у меня только с начинаниями связано, а дальше придет опыт и все будет "чих-пых")
3. Сравнение современного снимка с фотографией №-го года.
4. Основные выводы, а таковые конечно же появляются и иногда даже неплохо удивляют!

Итак, сейчас у меня в загашнике имеются такие сравнения всего с 5 ж/д-станций. И начну я эту серию, пожалуй, с родного Светлогорска, а вернее со станции Светлогорск-На-Березине. 
Светлогорск - один из самых молодых городов нашей страны. В 2011 году городу исполнилось всего 50 лет. А вот железная дорога прошла в этих местах еще на 50 лет раньше: в 1912 году был построен участок Жлобин-Калинковичи, а в месте его пересечения с рекой Березина возникла станция Шатилки(название деревни, на месте которой впоследствии вырос город). В 60-е годы это уже станция Светлогорск-на-Березине. Говорят, что кирпичное здание вокзала, возведенное примерно в эти же годы умудрилось простоять в не измененном виде аж до конца века!

Светлогорск-на-Березине. 1985 год.



Мне верится маловато, что это именно то самое первое здание, но в поддержку данной версии говорят другие здания вокзалов с линии СПБ-Одесса ( Останковичи , Козенки ), в которых можно найти весьма схожие черты и которые можно, наверное, считать типовыми для данной дороги.

Удивительно, но это единственное фото старого вокзала, имеющееся в архиве Музея истории города Светлогорска (по состоянию на 2008 год)!!! А ведь городок-то рос при нашей с вами памяти и снимков такого рода наверное должно было быть побольше. Тем более в музее истории!
Я помню то старое здание зеленого цвета и помню когда в 2001 году к 40-летию города его "откапиталили". Теперь оно выглядит так



Мой снимок опубликованный на Фотолиниях. 2009 год.

На прошлых выходных мною были сделаны некоторые кадры для сравнения, и вот что получилось



1. Первое о чем стоит заметить и чего к сожалению вы не увидите  на современном снимке из-за снега - бетонные шпалы в отличие от деревянных в 1985-м.
2. Высоких мачт освещения на первой платформе больше нет, а советские удобные лавочки со спинками заменены на  неудобные на мой взгляд лавки без спинок.
3. Из-за снега не видать очередного качественного отличия:  сейчас платформа вымощена силикатной плиткой в отличие от асфальта на первом снимке.
4. Раньше станция буквально утопала в зелени - на снимке видно много кустов и деревьев. Слева помню был небольшой скверик и там стоял ларек.  Всю зелень вырубили во время реконструкции станции на рубеже 2000-2001 годов и теперь на современном снимке можно увидеть часть станционного туалета (слева в кадре), который также скрывался в скверике.
Сравнивать количество людей на платформе раньше и сейчас думаю не стоит. Данные о том, что белорусов с 1985 по 2013 год убавилось практически на 450 тысяч человек (!)  ведь никак не коррелируются  с нашими иллюстрациями?  Верно?
5. Прошу обратить внимание на двухэтажный кирпичный дом, угол  которого выступает из-за деревьев слева от здания вокзала. Дом стоит и сегодня и вид его практически никак не изменился.
6. Наконец принимаемся за здание вокзала. В первую очередь в глаза бросается видоизмененная конфигурация крыши - она стала немного выше, а скаты более крутыми. Жесть естественно заменили на металлочерепицу. У вокзала на месте одного из окон центрального фасада появились дверь и крыльцо, выходящие на пассажирскую платформу. Ну а так в принципе с большего здание внешне осталось таким же как и было раньше.  И если принять за правду, что это то самое первое здание станции Шатилки (см. выше), то ему уже в прошлом году должно было исполниться 100 лет!
Справедливости ради стоит заметить, что внутри вокзал поменялся кардинально и это касается прежде всего перепланировки пространства, однако старых снимков его интерьеров у меня нету, так что и сравнивать как бы мне нечего. Есть у меня всего лишь некоторые воспоминания  из детства.

А теперь перенесемся в район того маленького скверика, что был слева от вокзала.

Субботник на станции. 1979 год.



Снимок  предоставленный мне начальником станции  Шафоренко Сергеем Ивановичем. Автор неизвестен. Год указан приблизительно.

Сидя в Минске я долго думал как же сделать похожий кадр на местности, ведь от сквера практически ничего не осталось и за 35 лет практически все изменилось. Но ответ нашелся непосредственно на месте: за все эти годы не изменилось пожалуй одно - место остановки первого вагона пригородного поезда!



1. Как выяснилось на предыдущих снимках - зелени на станции намного поубавилось. 
2. На современном снимке за поездом возвышаются  панельные девятиэтаги микрорайона "Молодежный", которых в 70-х конечно же еще не было.
Все больше я ничего сказать по этим снимкам не могу. Разве что могу заметить если бы оба снимка были в цвете, то можно было бы сравнить оригинальную заводскую красно-желтую окраску рижского дизеля  ДР1А с современной БЧ-шной серебристо-синей.

Уже сейчас сидя в Минске я жалею о том, что не распечатал для себя больше старых снимков по Светлогорску. Тогда они мне казались чертовски сложными для исполнения, но вот сейчас почему-то так не кажется - что-нибудь да сфотографировал бы.
Так вот гляжу на этот снимок предоставленный так же начальником станции Светлогорск...

Строительство второй платформы во время субботника. 1979 год



Автор снимка неизвестен. Дата указана приблизительно. В центре снимка с лопатой - начальник станции в то время (имя неизвестно).
На заднем плане виден уже известный нам кирпичный двухэтажный дом, а справа от него одноэтажое деревянное здание. не знаю имело ли оно раньше отношение к станции, но во время реконструкции станции в начале 2000-х на его месте появилось здание билетных касс.



Мой снимок опубликованный на сайте railwayz.info. 2008 год.

Видна на том снимке и водонапорная башня, которая и по сей день стоит в не измененном виде.

А вот еще один снимок того же весеннего субботника а-ля 1979.



Действие происходит в районе складских помещений в южной части станции. Автор как всегда неизвестен, а год также указан примерно.

В своих личных архивах я откопал  снимок этих помещений и просто приложил его рядом к данному фото



Ракурс конечно же не тот, но кое-что можно почерпнуть:

1. Осветительные мачты стоят на тех же местах, что и раньше. Вид их нисколько не изменился, что собственно и не удивительно. Деревянные столбы ЛЭП заменены на бетонные.
2. Козловой кран стоит на том же месте, вот только это у же другой кран.
3.  Грузовая рампа осталась все та же, а вот ближняя к нам часть складского помещения все же изменилась -  были возведены кирпичные стены.
4. Ну и появился невысокий бетонный заборчик отделяющий производственную территорию от путевого развития станции.

На этом буду считать первую часть "поиска старых ракурсов" законченной. Пусть не без огрехов, но думаю в целом что-то да получилось.  На очереди будет несколько фотографий с белорусско-латвийской границы, а именно со станции Бигосово.  Ну а далее если из данной серии что-то получится путное, то материалы могут быть опубликованными на страницах портала tut.by

Фото, фотолинии, история, Чыгунка, шляхамі Беларусі

Previous post Next post
Up