Надо ехать!
Я должен честно признаться своим читателям, что с тех пор, когда я написал предыдущую (первую) часть повествования о судьбе американской колонии в Яффо, прошло уже несколько лет. Естественно, что за это время появились в моем распоряжении дополнительные материалы, новые факты, если позволительно назвать новым то, что произошло более полутора веков назад. Тем не менее, мне не хотелось нарушать или изменять уже написанный рассказ. И я решил, что новая информация будет изложена отдельной частью. А так как и первая и вторая часть рассказа уже существуют, то это будет… часть первая с половиной.
Итак, весна 1866-го года. Будущие колонисты во главе со своим экстравагантным предводителем Джорджем Адамсом, уже готовы отправиться в новый крестовый поход. Более 35 семей - с детьми, с пожилыми родителями, с домашней скотиной, распродают свою недвижимость, а также и движимость в виде лодок и крупного скота. Однако, продав свои дома, люди задумываются - а там, на далекой Святой Земле, где они будут жить? Будут ли у них там дома? Собственные участки?
Надо отдать должное Адамсу, что при всем его легкомыслии, он дал честные ответы своим последователям. Домов там нет, и купить их там не возможно. Значит… значит дома тоже надо вести с собой. Закупкой домов занялся Лион Уентворт (Wentworth). У него в Джонспорте была своя столярная мастерская - он делал мебель и кое-какое корабельное оборудование для рыбацких судов. 21 деревянный двухэтажный дом был заказан на лесопильном заводе в городке Уайтнейвилл (Whitneyville) и семимильной железнодорожной ветке доставлены прямо в соседний с Джонспортом поселок Мачиаспорт (Machiasport), так как рыбацкая гавань Джонспорта не могла вместить большие грузовые корабли.
И тут возникает следующая проблема - большие корабли! Дома, а кроме 21 дома, был закуплен материал для строительства большого здания общинного центра, были приобретены сельхозинвентарь и посевные материалы, и, самое главное, судно должно было вместить 168 будущих колонистов. Зафрахтовать рейсовый корабль, следующий в Европу? Слишком дорого. И Леон Уенворт обращается за советом к своему заказчику, к последнему заказчику - капитану Экли Нортону.
Экли Нортон родился и вырос в соседнем с Джонспортом поселке Эдисон. Многих жителей он знал лично, поэтому в был курсе дел, происходящих в городе. Как раз незадолго до этих событий, он поставил свой барк «Нелли Чапин» на ремонт на судостроительной верфи Мусабик Рич (Moosabec Reach ) в западном Джонспорте. Некоторые ремонтные работы для Нортона выполняла мастерская Уенворта, но в целом это был косметический ремонт очень старого судна.
Узнав о проблеме соседей, капитан Нортон согласился “подбросить” колонистов до Яффо за вполне приемлемую сумму. Правда он предупредил своих будущих пассажиров, что один заказ у него уже есть - он должен отвезти груз в Бостон. Груз этот уже погружен и никаких задержек в пути не предвидится.
В конце июля 1866-го года “Нелли Чапин” был спущен на большую воду и сразу отправился на погрузку домов и утвари колонистов. Вернувшись в Джонспорт, капитан Нортон поставил свой корабль на рейде прямо напротив набережной городка… Счет пошел на дни.
Отплытие было назначено на субботу - 11 августа 1866-го года. Выходной день был выбран не случайно - у всех отплывающих в городе оставались друзья и родственники, которые хотели проводить их в столь далекое путешествие. Ровно в полдень, с боем церковного колокола, трехмачтовый барк «Нелли Чапин» отправился в свое последнее плавание. На полдня судно зашло в Бостон, и более ничто не задерживало путешественников на пути к Святой Земле.
Через 42 дня, 22 сентября 1866-го года капитан Нортон отдал приказ: «Бросить якорь»! В полумиле от «Нелли Чапин» высились стены древнего Яффо.
Дальнейшую грустную историю вы уже знаете из предыдущей части. Но я не могу позволить себе закончить рассказ таким образом, на столь минорной ноте.
42 дня пути - это очень много. Полтора месяца Экли Нортон беседовал с колонистами изо дня в день. Он не переставал восхищаться их смелостью и целеустремленностью. И в тот день, когда последний ящик с грузом был переправлен на берег Яффо, капитан Нортон принимает неожиданное решение - он остается с колонистами на Святой Земле. Старый барк «Нелли Чапин» был извлечен на берег и разобран на отдельные части, из которых Экли Нортон построил свой дом.
В 1990-м году, спустя 124 года, дом Экли Нортона стал первым отреставрированным домом в американской колонии.
· Правнук Лиона Уенворта - Марк Уенворт - сегодня управляет музеем в городе Джонспорт. В этом музее незадачливым колонистам посвящена отдельная экспозиция, начало которой было положено прадедом Марка, вернувшимся в родной город в 1890-м году.
· 42 дня для такого путешествия - это довольно много. Колумб несколькими столетиями раньше совершил подобное плавание за 33 дня.
· По одной из версий название корабля «Нелли Чапин» было дано в честь реальной женщины - Нелли Чапин, ставшей первой женщиной-стоматологом в США. В начале 60-х годов 19-го века ей было посвящено множество газетных публикаций и холостой Экли Нортон дал своему кораблю ее имя.
· Вытащив корабль на берег, капитан Нортон не бросил команду на произвол судьбы. К сожалению, ни один из членов команды не проникся идеями Новой Церкви, как капитан и не пожелал остаться в Яффо. Поэтому Экли Нортон договорился с капитаном грузового судна «Линдсон», следующего из Египта в Глазго (у меня нет никакой информации о том, что это было за судно и что оно везло из Египта) о том, что его экипаж будет доставлен в Европу за его счет. Также Нортон оплатил все транспортные расходы экипажа - жизнь на Святой Земле нужно было начинать без долгов, как моральных, так и материальных.