Американская колония в Яффо. Часть 1-я - американцы.

Aug 16, 2013 18:11


В один из летних дней 1865-го года в контору яффского торговца недвижимостью Германа Левенталя вошли двое представительных мужчин. Они заговорили на английском, однако Левенталь сразу понял, что перед ним американцы, то есть - земляки в недалеком прошлом. Сам Левенталь был крестившимся евреем, приехавшим из Соединенных Штатов в 1859-м году. Мужчины представились - старшего из них, одетого в наглухо застегнутый сюртук  священника, звали Джордж Адамс, а его молчаливого спутника - Эйб Макензи (один из немногих индейцев, который после принятия христианства, жил в городке).  Визитеры не стали попусту тратить время и сразу перешли к делу. Их интересовала  покупка земельного участка. Очень большого участка, к северу от Яффо. Речь шла о 3 миллионах ама*. Предвкушая огромные барыши, Левенталь подсуетился и быстро нашел подходящий земельный участок к северо-востоку от Яффо вдоль шхемской дороги*. Обе заинтересованные стороны договорились о цене и подписали соответствующий договор. После подписания договора Герман Левенталь понял, в чем заключалась роль Эйба Макензи,  за все время произнесшего не более трех слов - бывший моряк, похожий скорее на огромного медведя, развязал свой пояс и извлек оттуда несколько пачек американских долларов. Задаток был внесен, а оставшуюся сумму свежеиспеченные землевладельцы должны были внести в течение года. Пожав друг другу руки, они расстались. Через три дня Адамс и Макензи сели на пароход, отправляющийся в Америку.

Кто же были эти странные гости Святой Земли, и зачем им нужен был этот участок? Чтобы понять это, перенесемся на несколько лет назад в американский городок Джонспорт.

В середине 19-го века Джонспорт, небольшой прибрежный город на севере штата Мэн,  представлял собой  серое, скучное и унылое зрелище. Подавляющее большинство из населяющих его полутора тысяч человек были рыбаками или моряками, либо так или иначе связаны с рыбной ловлей. Жизнь этих людей была сложна и не изобиловала развлечениями.

Но в 1862-м году в город  приезжают  Джордж Джонс Адамс, бывший актер, изгнанный за беспробудное пьянство из маленького провинциального театра и его жена Луиза, не очень талантливая, но очень громкоголосая певица. В Джонспорт Адамсы попали совершенно случайно - пьяный Джордж проспал свою остановку и кондуктор ссадил супругов на первой же станции. Театра в городке не было, денег на дорогу тоже не было. Пришлось оставаться в городке, чтобы заработать на билет. Но работать Адамс не хотел, да и не умел, но зато он был неплохим актером и умел увлекать людей, особенно когда был трезв. И Джордж Адамс выдумывает несуществующую религиозную секту, объявив себя ее проповедником. Жизнь городка разнообразилась благодаря рассказам Адамса об Иисусе, и о скором возвращении Мессии. Он говорил, что возвращение можно ускорить, если обустроить и  развивать Святую Землю. А для этого нужно отправиться туда и своим трудом облагородить эту землю.




Джордж Адамс

Он рассказал наивным горожанам, что они могли бы осесть на огромном участке земли, которую он уже договорился купить, и где они могли бы построить свои фермы. Поддавшись на обольстительные уговоры Адамса, прихожане новой Церкви Святых Последних Дней собрали крупную сумму денег, и, назначив одного из самых сильных горожан - Эйба Макензи личным телохранителем своего пророка, отправили их на Святую Землю.

Что произошло в Яффо, вы уже знаете. С чувством честно исполненного долга посланники вернулись в Джонспорт. Но события в Яффо стали развиваться совсем не так, как планировали участники сделки. Когда Герман Левенталь пришел в земельную контору турецких властей, ему отказали в фирмане* для этого земельного участка по причине того, что покупатели не были гражданами турецкой империи. В любое другое время Левенталь запросто решил бы эту проблему при помощи бакшиша*, как уже не раз делал в прошлом. Но именно сейчас, когда он вот-вот должен был быть назначен на должность заместителя американского консула в Яффо, он боялся любых обострений с турецкими властями.  Сделка сорвалась, и Левенталь честно описал ситуацию в своем письме Джорджу Адамсу. Но липовый проповедник не был таким честным - он не стал никому рассказывать о случившемся, и объявил о начале подготовки к "новому крестовому походу".

Последователи Церкви Святых Последних Дней продали свои дома, скот, имущество и, собрав крупную сумму денег, присоединились к "крестовому походу" Адамса.  В августе 1866 Джордж Адамс во главе группы из 156 членов церкви покинул Джонспорт на старом чайном клипере "Nellie Chapin" и через 42 дня, 22 сентября прибыл в Яффо. Колонисты привезли с собой 22 комплекта сборных деревянных домиков, а также сельскохозяйственные инструменты. Они пересекли на  восток всю Атлантику, чтобы построить свою колонию.




Однако все тайное когда-нибудь становится явным - по прибытии в Яффо, колонисты узнали, что Адамс их обманул, и земли для строительства у них нет. С трудом Адамсу удалось успокоить своих последователей и договориться с турецкими властями об аренде на короткий срок небольшого участка земли рядом с побережьем.  Там был воздвигнут временный лагерь колонистов, туда же сгрузили все их имущество.  Но "добрые" арабские соседи не сказали несчастным поселенцам, что их лагерь разбит прямо на границе "холерного" кладбища - специального кладбища, на котором хоронили жертв эпидемий. И это соседство сказалось очень быстро - в течение месяца, пока Адамс вел  переговоры о покупке десяти акров недалеко от города, 16 колонистов, среди которых было девять детей, умерли, и многие другие серьезно заболели.




Спас своих бывших соотечественников Герман Левенталь. Теперь, пребывая на посту заместителя консула, он обладал совсем иными возможностями и ускорил покупку земли, записав ее на турецкого гражданина. 25 октября колонисты приступили к строительству церкви и школы из своих собственных строительных материалов, окружив их 17-ю  аккуратными двухэтажными коттеджами - несколько домов были испорчены в процессе доставки и сборки. И только братья Дрейско построили трехэтажный - из материалов, предназначенных для строительства двух домов. Сам Джордж  Адамс занял центральный дом.


а

американские колонисты

Однако дома и земля - это еще не все, что требовалось для успешного процветания колонии. Бывшие рыбаки и моряки оказались никудышными фермерами и, не смотря на их старание, положение вещей в колонии быстро становилось катастрофическим. Земля, на которой они пытались хоть что-то вырастить, была далеко не столь плодородной, как в их родном штате Мэн, о котором в Америке не зря шутят, что там прорастет даже черенок от лопаты. Неурожай и засуха, незнакомые болезни, сорванные поставки, мелкие пакости со стороны соседей-арабов - все это привело колонистов в отчаяние. И большинство колонистов решили вернуться домой, и даже послали обращение к правительству США, умоляя помочь им вернуться в штат Мэн. Но правительство не откликнулось на мольбы колонистов.

Небольшая группа - около сорока человек,  осенью 1867-го года смогли договориться, чтобы их взяли на  частный туристический пароход, следующий транзитом из Яффо в Александрию. На этом корабле они встретили знаменитого американского писателя Марка Твена, которому с горестью рассказали о своих злоключениях. "Они чувствовали себя униженными и несчастными. В таких обстоятельствах люди не любят говорить. Колония потерпела полное фиаско" - так написал Марк Твен в повести "Простаки за границей", (глава 57).




В течение 1867-68 годов колонию покинули практически все поселенцы. Джордж Адамс некоторое время еще находил "спасение" в  алкоголе, благо колонисты привезли с собой 20 ящиков виски, но и он, продав остатки имущества и землю вместе со строениями, покинул колонию в последней группе отъезжающих.  Из всех американских колонистов в Яффо остались две семьи. Одна из них - это семья Роло Флойда, который привез из Америки дилижанс и, купив лошадей, открыл туристическое агентство. Вторая семья - это уже упомянутые братья Дрейско, которые открыли в своем большом доме гостиницу под звучным названием "Гранд Отель". Семья Флойд  проживала в доме 17 на сегодняшней улице Бэер Хофман до самой смерти, а гостиница братьев Дрейско находилась в доме 6 на улице Ауэрбах. В 1870-м году гостиница была продана Эрнесту Хардигу - сыну руководителя общины немецких темплеров и семьи обоих братьев тоже вернулись в Соединенные Штаты. А заброшенные дома американских колонистов за бесценок были куплены швейцарским банкиром Питером Мартином Мельцером.  А в 1870-м году Мельцер выгодно продал обветшалые деревянные дома и часть земельного участка Кристофу Хоффману и Георгу-Давиду Хардигу, руководителям немецкой колонии в Сароне, оставив за собой лишь одно из зданий - самое большое.

Так бесславно закончилась эта короткая история американской колонии на Святой земле.

Примечания:

* Ама - локоть - старинная единица измерения длины, примерно 60           см.

* Шхемская дорога - дорога из Яффо в Шхем (Наблус), сегодня это           яффская улица Эйлат.

* Фирман - договор (турецкий).

* Бакшиш - взятка (турецкий).

Яффо, Ты помнишь как все начиналось, американская колония

Previous post Next post
Up