Антон Витаминкин и Марк Ротко - восприятие человека, значение искусства.

Jun 25, 2010 11:54

Марк Ротко
«№15» (1952 г.)


Антон Витаминкин
«Пояснение к Ротко» (2010 г.)



Когда мы смотрим на монохромные картины Ротко, каждый из нас испытывает совершенно разные чувства. В зависимости от информации, которую мы получили о картине или художнике, в зависимости от нашего настроения и чувства голода, в зависимости от цвета стен и людей вокруг, картина обретает свое мгновенное свойство воздействия.

На мой взгляд, абстрактные работы в живописи наиболее точно помогают нам понять принципы человеческого восприятия и рефлексии. Художники глубоко закапывают смыслы геометрических фигур, оставляя на поверхности цветные ключи для решения ребуса. А может быть не ребус и не загадка, а просто эмоциональный порыв запечатлеть, желание поделиться, передать процесс. Мне кажется, зрителю не всегда нужно стремиться к истине, пытаясь найти «сохраненные» замыслы художника. Первостепенно то, что зритель думает и чувствует, глядя на эту картину, представляя собой некую точку отсчета. Все, что находится в ротации произведения в данный момент времени (цена, история, цвет, прием написания, тип краски, холст, настроение самого зрителя, погода на улице) является лишь дополнительной информацией.

Возьмем картину Ротко «№15». Когда я пришел на выставку, я практически ничего не знал об этом художнике кроме его величины в живописи ХХ века, и мне было просто интересно посмотреть эти работы в оригинале. Медленно осматривая каждую работу, у меня возникали фантазии о том, как Марк их рисовал, чем рисовал, каким приемом, то есть я, ничего не зная о задачах и смыслах этих работ, пытался воспроизвести процесс создания и от этого получал удовольствия 673, 561 и 6. Меня впечатлил цвет и размер, иногда мне нравились сочетания, иногда грубые моменты нанесения краски. Я знал, что он часто втирал краску пальцами и пользовался губкой, чтобы передать цвет как можно мягче. Это информация помогла моей голове вообразить процесс написания.

Далее я примкнул к группе с экскурсоводом, и те же самые картины приобрели новое значение с новой информацией. Мне рассказали об истории жизни художника, рассказали о последней работе перед самоубийством, о смыслах, которые закладывал сам художник, о смыслах которые «читали» в его работах интерпретаторы и теоретики. Картины стали другим миром, на который, оказывается, нужно смотреть очень близко, миром внутренностей материального (явное влияние открытий новых масштабов материи в науке), восточным миром (период увлечения восточной религией), миром переживаний и поисков автора. От этой информации я получил удовольствия 2, 23, 445 и 1298.

Ко мне подошел человек и надменно спросил, где бы можно научиться рисовать, намекая на то, что картины Марка Ротко настолько примитивны, что он сможет нарисовать гораздо лучше. Подобные суждения производятся зрителем через единственную техническую призму. Самое обидное, что подобные стереотипы никак не вяжутся с индивидуальностью человека, а просто сидят в ленивых головах, желающих качественного (удовольствие 134), понятного (удовольствие 3443), простого (удовольствие 213) и красивого (удовольствие 832). То есть, другими словами, возможность воспринимать или не воспринимать многие вещи зависит от вкуса. Вкус человека, его культурный опыт дает возможность получать разные удовольствия и не требовать от автора истин и целей. Все это очень тесно связано с воображением и восприятием, что в свою очередь связано с осознанностью своего внутреннего. Возможность посмотреть на многие вещи иначе - это громадный плюс, спасающий от предрассудков и стереотипов, позволяющий себя идентифицировать в массе. (Интересные размышления на тему моделей реальности и их роли в жизни людей можно прочитать здесь). Слишком многое вокруг совершенно не замечается человеком, а он мог бы раскрасить своими органами чувств весь мир и наделить его собственными смыслами и бессмыслами. Зритель должен быть художником, фотографирующим глазами мир, с уникальным описанием к каждой «фотографии» (время, страх, чувства, история, смысл, и даже мужчина, «решивший» поучиться рисовать, прекрасен, потому что картины Марка Ротка помогли ему вообразить себя художником (удовольствие 776).

Антон Витаминкин в своей серии работ «Пояснения к» ( 1, 2) пытается достучаться до нашего воображения. Он использует знаковый язык для общения глухих людей, намекая на слепоту нынешнего зрителя. В его работе «Пояснение к Ротко» из символов он выкладывает слово «РАДИАЦИЯ», обозначая мощность цвета картин художника, сила света которых распространяется на зрителя как радиоактивное излучение. Эти радиационные молекулы должны осесть в голове каждого и включить фантазию.

Витаминкин общается с нами, как с глухими, потому что наше визуальное восприятие настолько упрощено и ускоренно, что не может впитать в себя другое многое и чистое.

Разница картин Ротко и Витаминкина очевидна - первый пытался вывернут наружу свой внутренний мир и взгляд на мир внешний через новые формы и приемы, второй же - с помощью картин абстрактного экспрессионизма - вытащить хотя бы одну из сфер воздействия скрытых для большинства людей.

Но цель у обоих одна - расширение инструментария восприятия.

Сергеев Антон
2010
PS Размышления над работами Витаминкина и раскрытия их смыслов начнется в обозримом будущем. Статьи будут поститься у меня в жж.
Previous post Next post
Up