Орловское полесье на 8 марта от «faster-faster team» или 48 снегоступо-пеших снегокилометра.

Mar 11, 2010 22:12



трек на карте тут

трек на GPSIES

Идея была навеяна  велопоходом в орловское полесье осенью 2009 и зрела давно. Планировалось пойти еще зимой, но по непредвиденным обстоятельствам произошел перенос даты похода на мартовские праздники. Точный маршрут был уточнен за пару дней до отъезда, но и он по сути был многовариантным, изменяемым в зависимости от проходимости дорог и прочих условий.


Запланированный маршрут.

Было запланировано заброситься от Орла до поселка Красниково на такси. Далее предстояло идти вдоль реки Цкань через села Реутово и Липовка, подсечь дорогу идущую из лесхоза Знаменский на запад и идти по ней до села Вытебет. От села Вытебет предстояло спускаться на юг вдоль реки Вытебеть, до деревни Льгов или (если успеем) до Жудре. Оттуда автобусом или такси до ж/д Брянск-Орел. Я, втайне, надеялся быть в Жудерском вечером второго дня и дойти пешком до ж/д станции Одринская. Ребята надеялись быть вечером второго дня в Льгове с целью найти там баню. Разумеется, все пошло не так как планировалось.

Как все получилось.

Состав  (4 человека):

Настя
  Сергей
  Евгений
  Я

Километраж : 48 км.

Нитка пешего маршрута : Красниково - лесхоз Знаменский - Вытебет - Клен - Еленский - Теребень.

Заброска.

В Орел едем поездом (отправление 5 марта 23:43, прибытие 6 марта 06:25). В Орле вызваниваем такси до Красниково (телефоны орловских такси были заблаговременно нагуглены в интернете). Такси (шкода «октавия») подано практически моментально и без особых проблем вмещает нас с рюкзаками. Долго не можем выяснить с таксистом куда нам надо ехать, т.к. карту орловской области мы с собой не взяли, а таксист не знает где это Красниково находится. Когда узнает порядком расстраивается и едет дозаправляться на автозаправку. На АЗС попадаем в пересменку и минут  10 ждем, потом все-таки заправляемся и ведомые GPS-навигатором таксиста едем. У таксиста в навигаторе Красниково почему то обозначено как Красильниково. Километров 20 едем той же дорогой что и осенью ехали на велосипедах. При выезде в поля нас ожидает прекрасный вид поземки, очень похожей на туман (или наоборот). Примерно после Знаменского качество дороги  резко ухудшается, а на подлете к Красниково портится вовсе. Пару раз цепляемся днищем за лед.
     Наконец мы в Красниково. Выгружаемся и рассчитываемся с таксистом, который в этот момент своей женщине пытается объяснить куда его занесло. Таксист называет сумму в 1240 р. объяснив что надбавка за «плохие дороги». Дороги были действительно плохие, и мы с ним не спорим. От Орла до Красниково получилось 66 км., что при цене 12 р. за километр, плюс 80 р. за вызов должно было составить 872 рубля. Т.е. «плохие дороги» нам обошлись в 368 рублей. Даже 378 т.к. таксисту мы отдали 1250, не став искать мелочь. Примерно такую сумму мы и рассчитывали отдать за такси.




По ходу я поинтересуюсь у таксиста, реально ли будет 8-го марта вызвать такси. Выясняется что 8-го марта вызвать такси нереально, а вызвать в полесье нереально вдвойне. Пожав нам руки таксист уезжает. Судя по всему рукопожатие в тех районах неизменный атрибут приветствия, т.к. нам жали руки при приветствии позже и незнакомые дядьки в деревнях и егеря при встрече в лесу.

Красниково - Вытебет.

В Красниково из местных жителей мы видели только какой то молодняк издалека и коня который очень тихо стоял за забором и слушал о чем мы говорим. Люди в поселке живут (имеется даже жилой  трехэтажный панельный дом), просто было еще слишком рано.










В поселке пересекаем реку Цкань и идем на север, вместо того чтобы пойти вдоль реки на СЗ. Во-первых лень искать дорогу на вдоль реки, а дорога на север неплохо накатана, а во-вторых после лесхоза Знаменский мы должны были все равно выйти на наш трек, а дорога через лесхоз выглядит на карте как то понадежнее.
      При входе в лес остановка на проверку снегоступов и чаепитие (для меня остановка неприятна т.к. я еще не успел разогреться от ходьбы). Потом поворот на восток и проход через лесхоз Знаменский (несколько домов). От Красниково до Лесхоза 5 км. нормальной колеи. После лесхоза дорога исчезает, осталется только лыжня, причем под промысловые лыжи. Надеваем снегоступы идем по лыжне. Свинство конечно, но мы ее испортили только косметически, так как шли в снегоступах и не проваливались оставляя дырки. Функционально лыжня не пострадала. Сергея и Евгения снегоступы держат и на насте вне лыжни, меня только на лыжне, а Настя идет по лыжне и без снегоступов. Если я или Настя промахиваемся мимо лыжни то проваливаемся примерно по колено. Ребята не проваливаются вообще, не считая того случая когда Евгений решает пробежаться и запинается.










Идем таким образом чуть больше 6 км. до пересечения с ЛЭП в районе ур. Пролетарский. Там со стороны села Просвет выныривает тракторная колея. На пересечении устраиваем очередное чаепитие и идем дальше по колее.




Еще километра 2,5 до Вытебета. На подлете к селу встречаем двух местных жителей на тракторе едущих воровать березу из леса и удивившихся нашему появлению (вообще на протяжении всего путешествия местные жители смотрели на нас как на диковенных зверей). Общаемся немного и идем дальше. Прибываем в Вытебет. Село с 5-7 жилыми домами.




Бруляем немного там в поисках моста через реку Вытебеть. Во время бульки я нахожу в Вытебете оборудованный родник (восточный, «жилой» берег, при спуске к реке). Решаем после Вытебета пройти немного вдоль реки и выходить на привал и ночевку, тем более что нормального обеда то у нас и не было («чайные» перекусы не в счет). Впрочем и завтрак особо обилием не отличался. Реку переходим не по мосту, а по льду в наиболее широком месте. Во всех других местах реки было полно полыней. Во льду было понасверлено рыбацких лунок.




Чуть спускаемся на юг вдоль реки по дороге доходим таки до искомого моста. Уходит колея по просеке от ЛЭП в сторону села Клен и снегоходная колея по просеке от той же ЛЭП через мост в сторону села Просвет. Тут мнения разделяются. Евгений за то чтобы место привала было на западном берегу реки, я - за то чтобы на восточном. Реку хочется иметь под рукой чтобы не топить снег, а сразу черпать воду из прорубленной проруби. Каждый идет разведывать свой берег. Когда возвращаемся мнения сходятся на том, что нам река вообще не нужна. Оба берега были отстойные (дров нет, все продувается, болота какие то). Проходим метров 200-300 по снегоходной колее в сторону Просвета, сворачиваем наугад юг, по принципу лишь бы чащоба погуще да сосен побольше и после небольшой разведки выходим на привал.
     С костром у нас как то в первый день как то не ладится. Сушнина возле которой сделали привал оказалась чересчур хорошего качества и пилится с большим трудом. Варим макароны с тушенкой. Дрова позже откуда то находятся и разводим мегакостер. Потом расползаемся по палаткам (я натягиваю себе тент) и заваливаемся спать.




Егеря и браконьеры.

Спали очень тепло, я даже не накрывал по обыкновению лицо. Думаю было где то в районе 3-4 градусов холода. Просыпаемся долго. Встаем, варим принимаем гречку с тушенкой на завтрак и начинаем потихоньку собираться.




В момент сборов я вижу идущих к нам из леса двоих мужиков в камуфляже, один из которых с ружьем. Дядьки представляются егерями и один показывает удостоверение. Проверяют наши документы, переснимают документы и нас на мобильник. Егеря на меня произвели вобщем положительное впечатление. Работали корректно и вежливо. Предупредили об опасности диких зверей и браконьеров, посоветовали по карте, рассказали где какого качества дороги. На всякий случай, перед уходом, взяли у меня номер телефона. Егеря работали «технически» грамотно. Пока двое общались с нами третий залег в засаде. К тому же они сошли с просеки (куда подъехали на снегоходе) на лыжах, но метров за 30 до нас (дистанция видимости в лесу) лыжи сняли и пошли без них. Видимо у них там сильно безбашенные браконьеры. Это и не удивительно : если в обычном лесничестве за браконьерство положен относительно небольшой штраф, то за браконьерство «в особо охраняемой зоне» нижняя планка штрафа 200 тысяч, а то и посадить могут.
     Собрались, и в первом часу выходим. На выходе порадовал гигантский выворотень.




Выходим из леса и идем в сторону села Клен. Вдоль Вытебети к тому моменту решили не идти, потому что по информации егерей, там дорог натоптанных не было. Снова переходим Вытебеть и идем по просеке с ЛЭП. Проходим около 3 км. Метров за 500-600 до поворота на Клен около дороги стала различаться машина. Около нее заметны человеческие фигуры. Раздался выстрел, и я услышал как метрах в 5-7 над головой просвистела пуля. Направление выстрела по звуку сложно было определить, так как звук отражался от леса (мне даже показалось что звук был откуда то слева), но по свисту пули направление откуда был выстрел можно было определить безошибочно (мы шли растянувшись, но пулю все слышали в аккурат сверху) : пуля прилетела со стороны машины. Мы останавливаемся на несколько секунд, потом идем дальше. С приближением стало видно что фигуры около машины мечутся между машиной и лесом. Потом машина идет на разворот … и заседает в снегу. Машину начинают срочно выталкивать, а мы в это время подходим все ближе и ближе. Подошли уже в плотную, когда машина (УАЗ Hunter) таки выехала и уезжает, причем забыв одну из собак, помесь лайки. Номер мы на всякий пожарный записываем: к 097 мк 40. Номер калужский. Машина останавливается за поворотом и кто то высвистывает отставшую собаку. Собака убегает за поворот и машина уезжает.
     Вобщем какая то непонятная ситуевина. То ли нас с кем-то перепутали, то ли просто шугануть хотели, бахнув над головами. Непонятно … и неприятно.

Клен и Еленский.

Входим в Клен. От автобусной остановки начинается расчищенная дорога. Хотели сначала идти из Клена через село Тросна, но по заверению двух встреченных нами местных жителей там можно было только на лыжах. Эти двое были очень колоритные. Оба черные как шахтеры от копоти. Видмо у кого то их них печка, мягко говоря, дымит. Один их них время от времени ложится на обочину и валяется в снегу, как иногда собаки делают. Эти двое были единственные кого мы встречаем в селе. В одном доме из трубы курится дымок. Село достаточно большое. Магазинов нет. Спрашиваем у местных, ходит ли здесь автобус, получаем ответ : «Ага, по вторникам». Я вот представляю, сидят мужики в селе, пьют водку, а она раз и заканчивается. А до магазина за «догоном» 7 километров идти. Протрезвеешь пока дойдешь. В такой ситуации остается только натурпродукт у себя гнать.




Идем дальше в сторону Еленского, по дороге прикидывая варианты. Решаем сначала пройти через Ленино и где-нибудь в том районе организовать ночевку (в Ленино по словам дядек из Клена кто то живет еще, а значит дорога туда должна была быть хоть какая то). Доходим до поворота на Ленино. Заезд расчищен метров на 5. Дальше только на тракторе можно. Пока думаем как быть дальше, на дороге появилась серебристая «десятка». При приближении к нам мигает поворотником. Мы, видя что дорога в Ленино явно для десятки не проезжабельна, не торопимся уходить с поворота. Потом таки уходим. Машина поворачивает и останавливается. Из машины нам в след доносится «Уё!», что в переводе на литературный язык означает «не затруднит ли вас отойти?».
     Доходим до Еленского. Поселок с несколькими магазинами и церквушкой. До поселка от Брянска проложена одноколейка, но с нового года дизель отменили. Заброшенных домов и признаков захиревания нет (ничего, у них все еще впереди, ввиду отмены дизеля). Встречаем местного жителя с тазом, потом еще одного - тоже с тазом. Потом еще нескольких с тазами. Становится интересно. Мало ли что, мы же без тазов. Потом проходим мимо общественной бани и все становится понятно. Инетерсуемся, баня стоит 20 рублей. Евгения баня привлекает и манит. Я уже боюсь что мне придется оглушить его снегоступом и дальше тащить на себе. А потом был еще один соблазн : маршрутка до Теребени. В Еленском узнали, что автобус до Брянска через Теребень и Хвастовичи пойдет примерно в 15 часов следующего дня, и что до Хвастовичей то мы доедем, а до Брянска какая то заморочка с билетами. Еще в Еленском видим интересный памятник воинам ВОВ.
     Когда видим что мы уже на выходе из Еленского, начинаем искать поворот на железную дорогу. Из Еленского нам предстоит идти в Теребень, а идти туда по железной дороге гораздо приятнее, чем по дороге асфальтовой, по которой к тому же еще и машины ездят время от времени. Такой поворот находится и вот мы уже идем по железной дороге . Она сантиметров на 40 засыпана снегом, но по ней снегоходы проложили колею которая неплохо держит даже без снегоступов.



     Проходим по ней около километра, Серега по ГШ карте определяет «выемку» и мы на нее сворачиваем. Отходим от железки метров на 100. Лес приятный, без буреломов и с наличием сосны. Место нормальное. Разумеется, летом мы бы не стали так близко от железки «строить дом», но зимой толстый снег служил гарантией нашей безопасности. Заготовляем немного дровишек, разводим костер, вешаем каны над костром и начинаем раскладываться. Евгению в этот раз лениво раскладывать палатку и мы застилаем лапником место под совместную лежанку. На ужин снова макароны с тушняком и всякая алкогольная вкуснятинка. Потом заваливаемся спать.

Железная дорога и Теребень.

Утро радует нас солнышком. Весь предыдущий день было очень пасмурно, а тут чувствуется, что действительно весна. Евгений просыпается, и поняв что в свои берцы ввиду их замороженности он влезть не сможет, а костер еще надо разжигать применяет «ход конем» : скачет на своем коврике-пенке до места разжигания костра и занимается собственно разжиганием. Я, в этот раз, когда спал накрывал лицо курткой, поэтому появления солнца не вижу. Когда резко откидываю куртку утром, слепну секунд на 20. Вечером, когда я укладывался у меня капитально заело молнию одного из спальников и я поленился с ней воевать. Соответственно утром стал подмерзать и в итоге пришлось лечь так, чтобы спальник расстегнутой молнией оказался подо мной.
     Собираемся. Ввиду того что вечером были заготовлены дрова, сэкономили уйму времени. К моменту подъема Сергея и Насти, гречка уже практически готова.







Выходим в 12 без копеек снова на железку и шустро топаем по ней. В 15 часов нам нужно железно быть в Теребени, иначе попадание на поезд оказывается под угрозой. Пройти предстоит 7,5 километров, но с учетом качества снежного покрытия запас времени не такой уж большой. Берем с самого начала довольно шустрый темп, к тому же жарит солнышко и нам довольно жарко.




Все это напоминает типовую насыпь, оставшуюся от УЖД коих полно в Мещере. Не верится, что еще пару тройку месяцев назад по этой железке ежедневно ходили дизеля. Напоминают об этом только ж/д знаки и то, что копнув снежок, на глубине сантиметров 40 мы находим рельсы.







На подходе к станции Теребень мы видим старый семафор. Точно такой же мы видели с другой стороны от станции, когда были на ней осенью. К семафору идет передаточный механизм практически от самого переезда. Также к семафору идут провода от ближайшего столба э/п и вверху семафора горит едва заметный красный огонек. Через несколько минут мы на самой станции Теребень.








Метрах в 30-40 от станции просматривается какая то автобусная остановка, но неизвестно та это остановка или не та, а до автобуса каких то 20 минут. Интересуемся у местных - остановка та, а значит это финиш нашего пешего маршрута. Но нужно еще своевременно добраться до Брянска.

Добраться до Брянска.

Не без чьей то матери грузимся в подъехавший старенький пазик. Проход в салоне заметно уже наших рюкзаков. Запихавшись, ждем когда водитель тронется, но водитель стоит и ждет когда мы рассчитаемся. Водитель сильно уступает по мастерству водителям московских и подмосковных автобусов и маршруток, которые принимают деньги от пассажиров на ходу.
     Доезжаем до Хвастовичей. Тут целый автовокзал. Система доставки своей тушки в Брянск очень хитрая. До Хвастовичей везут всех кто влезет, а потом нужно покупать билет до Брянска, количество которых ограничено. Как выясняется, в такие дни билетов на всех не хватает, а местные имеют возможность покупать билеты заранее. Билетов до Брянска нам ессно не продают, но остаются еще билеты до Судимира. Покупаем 4 билета до Судимира убедив кассиршу, что в дороге нам удобнее стоять. Запрыгиваем в пазик до Судимира и через пару минут он отправляется. Когда были на станции, видели расписание от Хвастовичей : до половины деревень автобус ходит раз или два в неделю.
     Через полчаса выгружаемся в Судимире на станции. То ли станция на отшибе, то ли Судимир размерами не блещет. Узнаем что электричка без десяти 4 и ждать нам где то полчаса. Пока ждали лицо цыганской национальности предлагает купить нам убогий велик, явно ворованный. Вообще до самого отправления на платформе крутилась пара цыганят, высматривая плохо лежащие вещи. Но народ был на стреме.







Погружаемся в электричку и едем. Электричка «25-киловольтная», т.е. работает от переменного напряжения 25 кВ. Обычные подмосковные работают от постоянного напряжения 3 кВ. Отличалась наша электричка только большим количеством изоляторов под токоприемником и шкафом «высоковольтного ввода» посреди вагона. Оплачиваем кассиру-контролеру проезд.

Брянск.

В районе 18 часов прибываем в Брянск. Не без геморроя сдаем вещи в камеру хранения и выходим на вокзальную площадь. Хочется умыться и поесть, а только потом уже совершать культурную программу. До поезда еще 5 часов и убить их как то надо. Садимся на троллейбус №1 и едем до Площади Партизан. Выходим, проходим немного дальше. С нашим видом и исходящей вонью суваться в приличное место не очень то и хочется. Наконц видим то что нам нужно : большой торговый центр «Мельница». Там находится магазин «Триал» (Сереге срочно понадобились носки) и закусочная «Хрустик». «Триал» ессно закрыт, идем в «Хрустик». Мое настроение резко поднимается когда я узнаю что из под прилавка можно приобрести пиво. Балтика №7. Давиться мериндой или спрайтом совсем не хочется. Кушаем на твердую четверочку и идем гулять. Осматриваем Площадь Партизан с памятниками партизанским бригадам и сквер заложенный в честь Петра Лукича Проскурина.










Потом долго мерзнем на остановке. Все троллейбусы идут почему то не туда, а номеров местных маршруток мы не знаем. В конце концов доезжаем до вокзала на такси и отогреваемся в комнате ожидания (красивой, и очень образовательной, с исторической точки зрения, но с неудобными креслами).




Забираем вещи из камеры хранения и садимся на поезд, ощутив собственными ногами что поезд из 24 вагонов - очень длинный поезд (я это ощутил вдвойне утром, когда бежал вдоль всего поезда, с рюкзаком и лавируя между пассажирами). Наш вагон последний. Дальше все стандартно, за исключением того что вопреки обыкновению утренний ажиотаж почти отсутствовал. Перед работой я успел на 20 минут заскочить домой и немного отмыться и переодеться.

Итог.

В целом понравилось. Время было проведено хорошо, а непройденным дорогам мы отомстим летом.

Примечания и приложения.

Расписание электричек в Орле (сори за качество)
Расписание автобусов в Хвастовичах
Расписание поездов и электричек через Судимир

Снегоступы.

Мои TSL 425 EASY явно не справлялись с поставленной перед ними задачей. Виноваты были сразу два фактора : весил я больше всех, а снегоступы по площади были меньше чем у всех. Но я не думаю что я не проваливался бы и в 425 Rando Евгения хотя ихний максимальный вес я не перекрывал. Серегины «американцы» MSR по-моему справлялись лучше всех. Но все же ИМХО, для леса, промысловые лыжи вне всякой конкуренции.

Обувь.

Купил себе недавно трекинги Asolo и порадовался им. Особенно тому, что утром получалось влезть в полностью замерзший ботинок. Я их немного подсушивал вечером, но не путем нагрева на костре, а путем несколькократного высушивания носков. Тельник. Перед походом мне подсказали горный способ сушки тельника, когда после намокания спины тельник разворачивается задом наперед. Методика отличная. Взятый про запас сухой тельник я так и не достал.

Дрова.

Без необходимости лучше не валить сушнины толще 15 см. Разделать две сущнины по 10-15 сантиметров требуется меньше сил и времени чем одну, но 25 см.

Цены в Брянской области…

… порадовали. Автобус до Хвастовичей порядка 18 рублей. До Судимира коло 40. Ехали на электричке целый час и заплатили за это всего по 38 рублей. Троллейбус в Брянске - 8 рублей! А маршрутка по городу всего 12. За такси отдали 150. За порцию картошки по-деревенски всего 25. Еще на вокзале видели портвейн 777 по 45 рублей, но рисковать не стали.

faster-faster team, Брянск, полесье, 2010, снегоступы, Орел

Previous post Next post
Up