Юлий Бринер

Sep 10, 2010 20:42



 вид из Сидеми на мыс Бринера

Юлиус Жозеф (или, как его называли в России, Юлий Иванович) Бринер родился в 1849 году в небольшой деревушке Мерикин, что в нескольких километрах от Цюриха (Швейцария).

Его воспитанием занимался богатый англичанин. Выучившись, юноша сменил белоснежные Альпы на знойный Шанхай, где занялся торговлей  шелком. Бывая наездами в Японии, он женился на японке, вскоре родился ребенок, но счастье молодой семьи продолжалось недолго.
Став совладельцем торговой пароходной компании с филиалами на Дальнем Востоке, молодой коммерсант Ю.Бринер переезжает во Владивосток. В порту Владивосток Бринер активно занимался торговлей, пока не встрял в авантюру в северной Корее.
В те годы существовал проект под флагом частного бизнеса прибрать кое-что к русским рукам в этой стране. Затея закончилась бесславно. После скитаний по Корее Юлий Иванович перешел русско-корейскую границу, чтобы продолжить свой торговый бизнес в Приморье.

Он остановился на заимке у своих старинных друзей Янковских. Там он встретил кузину М. Янковского Наталью Иосифовну Куркутову и без памяти влюбился в нее. Бродя вдвоем по окрестности уютной бухты, они решили не уезжать отсюда никогда. Вскоре на мысу, получившем  впоследствии имя Бринера, была заложена усадьба новой семьи Ю. Бринера.


                      
 
семья Ю.И.Бринера                                               разрушенный дом Бринера в Сидеми

С 1880 г. Купец первой гильдии Ю.И. Бринер вошел в первую пятерку дальневосточных коммерсантов, организовав компанию, объединенную с английским и германским капиталлом, “Торговый дом Бринер и Ко”. В 1891 году Ю.И. Бринер основал с купцом второй гильдии Андреем Николаевичем Кузнецовым новую компанию, которая занялась стивидорскими работами в порту, хранением грузов в складах и отправкой их адресатам. В этом же году, тремя месяцами позже, была заложена Транссибирская магистраль. Дела быстро пошли в гору. Точность и обязательность выгодно отличали фирму “Бринер, Кузнецов и Ко” от конкурентов. Вскоре фирма занялась и земельными операциями во Владивостоке, быстро построив несколько домов, ставших украшением города. Справочник “Весь деловой и торговый Владивосток” за 1924 год сообщал, что Бринеры и компаньоны имели верфь на мысе Чуркин и собственные дома по ул. Федоровской, 3 и 8, ул. Алеутской, 15 (ныне здание Дальневосточного морского пароходства), ул. Светланской, 55/1, ул. Васильковской, 13 и небольшой дом в пригороде.

Круг интересов Бринера не ограничивался только коммерческой деятельностью. Он активно интересовался историей края. Неудивительно  поэтому, что в 1884 году он стал одним из основателей  первой научно-просветительской организации на Дальнем Востоке - Общества изучения Амурского Края. Небезынтересно познакомиться со следующим фактом его бескорыстной помощи Обществу. Внимание коммерсанта давно уже привлекали холмы из ракушек около его усадьбы. Понимая, что они могут представлять интерес для науки, Бринер дал Обществу деньги на археологические раскопки, которыми занялся учитель В. Маргаритов. Поиски увенчались блестящим успехом, и решено было опубликовать их результаты вместе с рисунками и таблицами. Для этого требовалось изготовить высококачественные литографии. Ни в Японии, ни в Китае за эту работу не взялись. Тогда на заседании распорядительного комитета выступил сам Бринер, невольный виновник этой проблемы. - Не стоит отказываться от первоначальных планов, - заявил он. - Этот способ потребует много времени, но зато он сделает возможным обставить издание точными таблицами и рисунками, крайне необходимыми для работы, результат которой заинтересует всех антропологов Европы. Эта работа даст им возможность сравнения остатков каменного века далекого Дальнего Востока с тем, что ими уже открыто в Старом свете. Я берусь отправить рисунки в Германию и оплатить все расходы.
    Весной 1887 года на пароходе пришли во Владивосток прекрасно выполненные литографии, сделанные в Берлине. 
  Или  - когда встал вопрос о строительстве здания музея Общества, он согласился войти в строительную комиссию, выделив при этом значительную сумму денег.
    Но по-настоящему талант предпринимателя проявился у главы фирмы, когда он занялся разработкой тетюхинского месторождения. Еще в конце 90-х годов прошлого столетия, сразу после открытия Ольгинского месторождения магнетитовых руд, Юлием Ивановичем Бринером была снаряжена небольшая экспедиция во главе с инженером С. Масленниковым, с инструкцией застолбить площади Тетюхинского месторождения, что и было выполнено экспедицией. Именно тогда и произошла первая встреча представителя Бринера штейгера Медведевского с Федором Силиным. В последующие годы были произведены более детальные разведывательные работы и вскоре на исследуемой территории было выделено несколько рудников и площадей: “Верхний рудник” , состоящий из 4х площадей: Натальевской, Борисовской, Леонидовской и Маргаритовской, “Нижний (Мариинский) рудник”и некоторые другие, менее разведанные рудники: “Нининский”, “Феликсовский”. Все рудники и выделенные в пределах них площади предприниматель назвал именами своих детей и жены. В начале на рудниках добывали только свинец, но затем инженер П.Кир нашел богатое месторождение цинковых руд.. В апреле 1908 г. пароход “Селун” ушел в Германию с первой партией цинковой руды на борту 300 тонн. В сентябре того же года начали строить узкоколейную железную дорогу от рудников к бухте и оборудовать причал (ныне Рудная пристань). Задумались предприниматели и о строительстве обогатительной фабрики. В 1909 г. Бринером был подписан договор с фирмой “Арон Гирш и сыновья”, вскоре к договору присоединился предприниматель А. Петерсон. В результате на коммерческом небосклоне засверкала новая звезда, зажженная Юлием Бринером: “Акционерное горнопромышленное общество “Тетюхэ”, основной капитал которого составлял 1 млн. рублей. Тяжелый труд рудокопов ценился хозяевами акционерного общества: для рабочих было построено хорошее жилье, открылась больница, а их заработная плата была самой высокой в крае. В 1917 году, когда правительство пыталось закрывать все акционерные общества с иностранным капиталом, а Юлий Бринер отказался продавать предприятие, чиновники фактически отстранили его от дел.
    Юлий Иванович Бринер умер в 1920 году и был похоронен в фамильном склепе жены в Сидеми. В своей статье “Владивостокский швейцарец” (газета Утро России, 1993, 20 марта) действительный член Общества изучения Амурского края Амир Хисамутдинов вспоминает, как совместно с Пат Полански, директором калифорнийского центра по изучению России,  он совершил поездку в Сидими осенью 1992 года.  “Узкая тропинка привела нас к разрушенному склепу. После отъезда семьи в Китай из склепа были выброшены останки и Юлия Бринера и его зятя А. Масленникова. Глядя на развалины, мы с грустью думали о “благодарных” потомках. Единственной памятью о предпринимателе в поселке Безверхово (Сидеми) оказалась табличка на бывшей столовой :”Кафе Бринера”.




    


Дальний Восток, Сидими, Приморье, Бринер

Previous post Next post
Up