После
"Маскарада лжецов" я решил продолжить знакомство с детективами, действие которых разворачивается в средневековье. Логичным выбором стал в высшей степени замечательный роман Умберто Эко "Имя розы". Думаю, что прочли его очень многие, ведь книга стала классикой, но я до сегодняшнего дня имел пробел в своем читательском списке. На всякий случай, я изложу в двух словах фабулу, поскольку не планирую к ней обращаться в дальнейшем. Францисканский монах и его ученик, послушник-бенедиктинец прибывают в богатое аббатство на границе Италии и Франции, где должна состояться встреча представителей Папы Иоанна XXII и баварского императора (на дворе 1327 год). Прибытие Вильгельма и Адсона сопровождается гибелью одного из монахов обители, которую предстоит расследовать. Теперь о впечатлениях.
Не надейтесь на длинную рецензию - случай не тот. Имя розы - очень многослойная книга, до центра которой я с первого раза не добрался, судя по всему. Это прекрасный детектив, запутанный, неожиданный и сложный. Вполне достаточно для упорного читателя, которому интересно имя преступника и его мотивы. Это замечательное описание важных исторических событий, имевших место в XIV веке. Исключительно занятное и полезное всем любителям средневековой истории. Немало подробностей можно узнать о личности Иоанна XXII или переезде папской резиденции в Авиньон, а также о еретических течениях: не только и не столько о широко известных катарах, но и об апостоликах и некоторых других. Наконец, это набор серьезных философских и теологических диспутов, которые автор вложил в уста своих героев. Безусловно, тоже важная и интересная часть книги. Хотя бы тем, что наглядно и многогранно демонстрирует связь науки и церкви, ибо в ту темную пору именно богословы сохраняли знания и старались развивать их. И именно вопрос о тайне знания и необходимости его распространения лежит в основе романа.
Но, положа руку на сердце, я замечу, что третья составляющая в некоторой степени прошла мимо меня. Это объясняется очевидной нехваткой интеллектуального багажа и определенным нежеланием эту нехватку восполнять в части представлений о том, имел ли Иисус собственность или нет, например. Большое количество прямых цитата из священных текстов меня тоже как-то не вдохновило. В общем, каюсь, некоторые куски текста, где речь шла о сугубо религиозных вещах я читал по диагонали. Тем не менее вывод можно сделать такой - во многих рассуждениях героев можно углядеть ростки будущей Реформации и грядущего расцвета самых разных наук.
Имя розы - очень хорошая и важная книга, читать которую могут все: кто-то при наличии определенного упрямства, желая только узнать, чем закончится расследование, кто-то - с неподдельным интересом, которое будет вознаграждено солидным обогащением разума. Ну а я же читал средним образом.
ЗЫ: на самом деле, по религиозной части и про идеи, положенные в основу романа я мог бы довольно много еще написать, но как-нибудь в другой раз и отдельным постом. А тут первые впечатления.