Архив «Онег Шаббат». Эмануэль Рингельблюм, Варшава. Апрель 1941 (продолжение).

Jan 04, 2010 07:39

Updated: April 12, 2011

26 апреля

Мой дорогой:

Слышал такую интересную теорию, призванную оправдать мученичество, которому подвергают евреев. Евреи, утверждают Они, на стороне врага, поэтому и стали жертвами. (теория господина Игнасия (* Гитермана)). (***Ицик Гитерман - представитель Джойнта в Варшаве, большой друг Рингельблюма, оказывал финансовую поддержку архиву Онег Шаббат и еврейской боевой организации, погиб в январе 1943-го.***) ---
Во время восточной военной кампании в 1939-м несколько поляков совещались, вернуться ли им в Варшаву или продолжать идти на восток [в Россию]. Пример упадка польской армии. ---
В одном из лагерей военнопленных (по словам господина Исаака Гитермана) заключенных евреев заставляли повторять: «Не будет мира, пока последний еврей и последний папуас не исчезнут с лица земли» (наверное, цитата из одного из любимых Ими произведений) ---
Политический нашатырь как средство поднятия настроения: Югославия пала, шутят в гетто, потому что англичане стараются сузить фронт, им нужа передышка. Военные поражения Созюников повергают евреев в уныние. Отчаяние и беспомощность. Такое ощущение, что нас хотят уморить голодом, и спасти нас может только чудо. ---
Вот что случилось несколько дней назад: компанию из нескольких богатых людей нашли на чердаке по адресу улица Мурановская 31 с двумя радиоприемниками. Шантажисты потребовали с них двадцать тысяч злотых. Весь дом обратился за помощью к «Тринадцатке»; последние сообщили властям, что они сами проведут расследование. (***«Группа 13» - коллаборационистская организация, «еврейское гестапо» ***) ---
Говорят, война выявляет в людях лучшие и худшие их качества. Она как очищающий огонь, в котором сгорает всё наносное. Одни христиане предлагают евреям помощь; другие проявляют зверский антисемитизм. С одной стороны каменные сердца [среди евреев], с другой - беззаветная самоодтача ради помощи голодающим. ---
На улице видел нищенку с колыбелькой - неплохой прием. Трехлетние дети нищенствуют на улицах. Нынче стало невозможно отдохнуть и дома: нищие стучат в двери по обе стороны вашей собственной квартиры. Настала весна, и появились уличные музыканты. Безработные евреи-музыканты зарабатывают на жизнь, играя на улицах. Раньше булки воровали от голода, теперь этим зарабатывают.---
Были случаи продажи квартир по частям, хотя квартиры находятся под контролем комиссариата. ---
В дни Песаха Равицкий, миллионер из Ловича, два раза терял сознание на улице от голода. ---
Кон и Хеллер ушли из «Тринадцатки» и начали свое дело. За 500 злотых вы можете стать одним из их посредников.
(***
Кон и Хеллер - главные бизнесмены гетто. Они занимались всем от продуктовых магазинов и трамваев на лошадиной тяге до освобождения арестованных под залог. У них с довоенных времен были крепкие связи в Германии, чем они и пользовались. Заработали в гетто миллионы. Тоже информаторы гестапо, как и вся «Тринадцатка».
***)
Недавний случай: Другие пришли к одному человеку и велели ему явиться в гестапо на следующий день. Тот позвонил Кону, который совершенно случайно обо всём уже слышал, и в конце концов (***после торга по телефону?***) за одну тысячу злотых тот человек откупился от гестапо. ---
В Лодзи бедняки получают от юденрата 9 марок. Там нет нищих на улицах. ---
Начальник перевалочной станции (***умшлагплац***) взял за правило не разговаривать с евреями. Есть такие чиновники, они из принципа не заговорят с евреем. Они велят держать окна станции открытыми из-за еврейской вони. ---
Сумасшедших евреев со всей страны свозят в Зуфьевку. Туда перевезли больше сотни сумасшедших из Творки и Кобежина (***?***). Всего там около четырехсот человек, умирающих от голода. (***я уже давала ссылку на фотки развалин Зуфьевки на фликре: http://www.flickr.com/photos/marekimages/sets/72157621932509295/ очень живописно ***) ---
«Тринадцатка» недавно получила разрешение ввезти в гетто большой груз картофеля и заработала на этом хорошие деньги (больше ста тысяч злотых). У «Тринадцатки» будет своя тюрьма и свой уголовный суд. (***они мерялись шворцами с юденратом и хотели оттяпать кусок власти в гетто.***)

translated from the book "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0

книги, oneg shabbat archives, 1941, ארכיון עונג שבת, emanuel ringelblum, переводы, варшавское гетто

Previous post Next post
Up