Автор? Линiя по отводу р. Юрезани. 618 верста. Приблизительно 1889 год и около 127 лет спустя.

Dec 30, 2018 02:04




 Приблизительно 1889 год -


2016 год -



Южный Урал. Близь Усть-Катава. 1798 км.
С точкой съёмки промахнулся, надо было идти вперёд и правее. Скалы ещё встали на свои места, а вот передний план совсем не тот.
Линия по отводу реки, это каменные бугры поперёк русла,  на которых стоят люди в чёрном.  Эти бугры называются буны.
"Буны (Groins) - стенки, идущие от берега в перпендикулярном к нему направлении: они состоят из камней, свай, забранных досками, или плетней, заполненных хрящом или камнем. Каждая буна защищает часть берега, которого длина почти в 5 раз более длины Б. В конце Б. вода вымывает в дне яму, ширина которой равняется почти четверти длины Б., а вымытая земля ложится между бунами. Строения такого рода, представляя собой препятствия течению, вредно действуют на дно русла реки, а потому пользоваться ими на реках следует как временным сооружением, пока будут сделаны лучшие укрепления..." (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона)
Думаю люди в чёрном здесь не спроста, а для того что бы был понятен размер этих бун.
Между бунами и скалами, идет строительство насыпи Самаро-Златоустовской  железной дороги, это от неё отводят реку Юрюзань.
Строительство дороги начато в 1885 году, а данный участок, Уфа-Златоуст, открыт  8 (20) сентября 1890 года.
На старом снимке железнодорожная насыпь ещё имеет пробелы, но выемка в скале, слева, выглядит уже готовой, думаю до завершения строительства осталось около года.
Это самая большая выемка на всём протяжении Самаро-Златоустовкой железной дороги, её назвали Царь выемка.
Царь выемка пробита в скале Герасимов камень.
В 1936 году Герасимов камень, правее выемки, взорвали, что бы обезопасить дорогу от падающих камней и заодно получить щебень для её отсыпки. Взорванная часть Герасимового камня с тех пор именуются Пороховыми скалами.
Возле Царь выемки, в скале после взрыва уцелела Станционная пещера, граница разрушения прошла как раз по ней, скала справа от входа обрушилась, а слева устояла. Сейчас пещеру признали памятником природы, взяли её под охрану государства и запретили в ней движение автотранспорта :-)
Пещера -










  По пещере, если верить современной Гугл карте, сейчас проходит граница челябинской области с республикой Башкортостан, получается сама выемка и дальние скалы это уже Башкирия!
Раньше Герасимов камень был на 618 версте железной дороги, а сейчас на 1798 км., не сходится? Да! Раньше точкой отсчёта была Самара, а теперь Москва.
Фото без зума -



Река Юрюзань в этом месте очень мелкая, не смотря на приличную ширину, буквально по щиколотку, сложно найти место хотя бы по пояс, что бы искупаться.
Вдоль берега порхают красивые бабочки -


 Позади точки съёмки старая станция и на горизонте новые дома Усть-Катава -


 Направление на карте -



На Гугл карте -
https://goo.gl/maps/Rr3PUvFuzJt
На Паствью карте -
pastvu.com?g=54.941842,58.119403&z=16&s=yandex&t=hyb&type=1
 История Усть-Катава.
1758 - На реке Юрезани, в устье реки Катав, основан железоделательный завод.  Основатели завода компания симбирских купцов и заводчиков - братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова.
1773 - Завод беспрепятственно занял отряд пугачёвского полковника И.Н. Грязнова. С Грязновым к Челябинску ушла и часть устькатавцев.
1774 - В мае через поселок прошла правительственная команда подполковника И.И. Михельсона, преследовавшая восставших, а в июне отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева,  выполняя указ Пугачева, сжег Усть-Катавский завод и окрестные деревни.
1775 - Завод восстановлен.
1820 - Построена первая каменная церковь, церковь Рождества Христова.
1862 - Продукция Усть-Катавского завода демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке.
1890 - Через Усть-Катав построена  Самаро-Златоустовская железная дорога. Построена  ж.д. станция Усть-Катав. (сейчас Остановочный пункт 1799 км)
1890 - Построен деревянный Французский мост.
1901 - Катав-Ивановский завод начинает строить трамваи.
1911 - Пожар, за три часа сгорело 262 дома.
1914 - Построен железный Французский мост.
1917 - В поселке, мирным путём, установлена Советская власть.
1930 - Закрыта церковь Рождества Христова.
1936 - Взорван Герасимов камень.
1939 - Церковь Рождества Христова переоборудована под продовольственный магазин, главный вход  расположился на месте порушенного алтаря.
1940 - Построены опоры моста на реке Юрюзань. (Будущий Брянский мост)
1941 - В Усть-Катав эвакуированы брянские рабочие с семьями и оборудование  Брянского машиностроительного завода имени С.М. Кирова № 13.
1943 - Посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город «Усть-Катав».
1944 - Завершено строительство Брянского моста на ранее построенных опорах..
1947 - Построен Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова.
1960 - На предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов.
1969 - Начат выпуск трамваев «КТМ-5М3», ставших самой массовой моделью трамвайного вагона в мире!  (14 991 вагонов)
1972 - Сдан в эксплуатацию молокозавод.
1973 - Заработал хлебозавод.
1977 - Брянский мост закрыли для автомобильного движения, мост стал только пешеходным.
1980 - Построена новая плотина.
1987 - Построена новая ж.д. станция Усть-Катав, близ посёлка Шубино.
1994 - Открылся железнодорожный и автобусный вокзал.
1991 - Церковь Рождества Христова возвращена верующим.
2015 - Закрыт Кинотеатр «Родина».

Усть-Катав, было-стало, фотосравнение

Previous post Next post
Up