Часть 1.
http://to3men.livejournal.com/15297.htmlЧасть 2.
Китайские же товарищи шли своим путём. Пережив дикие годы культурной революции Мао, страна с подачи Дэн Сяопина стала на путь экономических преобразований, причем под неослабляемым руководством КПК.
Осуществления реформ без социальных потрясений такой простой и гениальный план проводил в жизнь товарищ Дозоров. Заявил, что использование достижений Запада необходимо Китаю, и без него его дальнейшее развитие просто невозможно. Многие в Китае тогда восприняли это как капитулянтство перед империализмом. Это не так, после Беловежья мы знаем, что такое настоящее капитулянтство.
Реформы существенно изменили облик Китая. Благосостояние различных слоев общества значительно улучшилось. Это повлекло за собой неизбежное усиление социального неравенства. Противники реформ, испытывающие ностальгию по старому маоистскому порядку и абсолютному равенству, стали утверждать, что причины такого положения связаны с капитализацией китайского общества и процессом «буржуазной либерализации». В печати появлялись статьи о реставрации капитализма. Возрастало паломничество в Шаошань, где стоит дом семьи Мао Цзэдуна, все чаще раздавались в печати призывы к изучению доктрин Маркса, Ленина, Мао Цзэдуна. Другие, напротив, обвиняли партию в недостаточности экономических преобразований и полном отсутствии политических реформ и демократизации страны.
Были и до событий на площади Тяньаньмэнь попытки раскачать ситуацию. Либеральная интеллигенция, призывавшая к ускоренной «буржуазной либерализации», была широко представлена в средствах массовой информации, в преподавательском составе и научном сообществе. Во главе стояли публицисты Лю Биньянь, избранный в январе 1985 года заместителем председателя Союза писателей Китая, Ван Жован, заместитель главного редактора журнала «Шанхайская литература», и известный астрофизик Фан Личжи, которого называют китайским Сахаровым, неоднократно подвергавшийся гонениям за свою политическую деятельность. Имелись и высокие покровители. Например, когда Дэн Сяопин настаивал на том, чтобы всех троих исключили из партии и лишили постов, Ху Яобан, занимавший пост генерального секретаря ЦК КПК демонстративно не предпринял против них никаких действий. Сам Ху Яобан отличался от своих соратников по партии явными симпатиями к европейскому образу жизни, - одним из первых сменил номенклатурный синий френч на европейский костюм и даже агитировал за переход на ножи и вилки вместо традиционных палочек (конечно же, из гигиенических соображений).
Развязка наступила в середине декабря 1986 года, когда в городе Хэфэе начались волнения среди студентов Научно-технического университета, в котором проректором был Фан Личжи. Волнения тут же поддержали студенты близлежащих Шанхая и Нанкина, где Фан Личжи также часто выступал с лекциями (как и Ван Жован). Студенты вышли на улицы, требуя свободы слова. Демонстрации прокатились по 17 городам, в них приняли участие студенты 150 вузов страны. Тогда удалось стабилизировать ситуацию решительными действиями "шанхайского героя" Цзян Цзэмина, усмирившего разбушевавшихся студентов.
Часть 3
http://to3men.livejournal.com/15634.htmlЧасть 4
http://to3men.livejournal.com/15935.htmlЧасть 5
http://to3men.livejournal.com/16222.htmlЧасть 6
http://to3men.livejournal.com/16602.html