После
поста про рава Кука трудно не затронуть тему Высоцкого, ставшую столь шумной в связи с выходом на экраны фильма "Высоцкий. Спасибо, что живой".
"
Если жизнь и творчество Высоцкого тебе интересны - не ходи. Ибо там тебя ждёт жесточайшее разочарование. А ведь можно было снять кино о том, кто написал замечательные стихи и спел замечательные песни. О том, кого любила вся страна." - пишет Дмитрий «Гоблин» Пучков.
Лично мне не интересны ни жизнь, ни творчество Высоцкого. Соответственно, и жесточайшее разочарование от фильма меня не ждет. Но на фильм я не пойду: личность самого Высоцкого мне тоже не интересна. Возможно у него замечательные стихи, м.б. не плохи и песни. Но их звериное исполнение, звериный голос Высоцкого не позволяет мне вдуматься в то, что он поет и не дает мне ни малейшего желания вникать в смысл его стихов. Алкоголики, драчуны и грубияны мне не интересны.
Помнится, с
равом Шахом были две такие истории.
История 1. Когда в городок, в котором жил рав Шах, приехал выступать Троцкий - весь
бейт-мидраш опустел, а рав Шах остался: Троцкий - не достаточная причина оторваться от изучения Торы.
История 2. Когда в городок, в котором жил рав Шах, приехал король Пруссии (Австро-Венгерской империи?), рав Шах отложил учебу и пошел на него смотреть. Как же так? Почему? Ответ был прост: "Когда я утром благодарю Творца за то, что он не сделал меня неевреем - я имею ввиду не только какое-нибудь быдло, но и ихнего короля. Я хочу его увидеть, чтобы с ещё большим чувством произносить это благословение" - таков примерно был ответ рава Шаха.
И "возвращаясь к нашим баранам". Если уж ихний король мне не интересен, то Высоцкий, с его грубостью, с его хрипом, с его криками, мне не интересен и подавно. Посмотрите на чистые добрые светящиеся лица рава Элияшева, рава Кука и его сына и у вас будут все основания сказать "спасибо, что Не сделал меня Высоцким и им подобным".
Это не случайно, что Высоцкий пользуется известностью, а Галич - нет: даже крестившись, Галич не стал родным. Вообщем-то как и Ростропович. Вот если бы Ростропович играл на разбитой гитаре, был бы в наколках и пирсинге или, по крайней мере, в конце каждого концерта разбивал бы свой контрабас... Популярность Высоцкого, народная любовь к нему (если такая действительно существует) - на самом деле являются позором русского народа. И выбирая таких "героев" народ показывает что из себя представляет он сам. Он может выбрать в качестве героя Ростроповича, а может Высоцкого и Степку Разина. Вот президент России и её премьер-министр интересуются футболом, а кто-нибудь видел их на концерте Моцарта? На концерте Моцарта народную любовь к себе не заработаешь, а на футболе - да. У каждого народа свои герои, свои кумиры, свои президенты и свои премьер-министры. Когда уж вместо степано-разинского и емельяно-пугачевского надрыва и алкогольно-наркотического угара в России наконец-то начнут спокойно по-доброму жить? Если уж не что-то духовно-возвышенно-тораническое, то по по крайней мере что-то спокойное:
кабачки растить, коз доить,
чай с сахаром вприкуску из самовара попивать, закатом и волгой-матушкой любоваться?
Спасибо, что Не сделал меня неевреем. Да простят мне неевреи. Лично против них у меня ничего нет (почти), но моей душе чужды их герои и слышать хриплые сумасшедшие крики Высоцкого мне совершенно не интересно (если уж на то пошло, то я предпочту добрый бархатный голос Галича). И потные мужики в трусах, которые как дети бегают по полю за шариком и зверски бьют друг друга по ногам, меня тоже не интересует.
"Высоцкий. Спасибо, что живой". И никакой Высоцкий не живой. Живые глаза - у рава Эльяшева שליט"א, у рава Кука שליט"א. И честь им и хвала, создателям фильма, что сделали не романтический фильм о "одухотворенной" фигуре Высоцкого, а о наркомане, дрожащем в предсмертных конвульсиях. И если уж кем и гордиться, так скорее такими людьми как Стерлигов, творящим нормальную, человеческую жизнь, а не Высоцким.
Хануке посвящается.
См. также
"
Дан Шехтман (Хайфа, Технион) получил нобелевскую премию по химии." (видео про царскую трапезу нобелевских лауреатов)