Криожелезяки

Sep 30, 2016 23:01

В составе ИТЭР есть криокомбинат - вторая в мире по мощности холодильная установка (для температуры жидкого гелия. Первая по мощности находится на Большом Адронном Коллайдере). Его задача - поддерживать рабочую температуру сверхпроводящих магнитов, криоэкранов и криосорбционных вакуумных насососов - подробнее в соотвествующей статье. Основная ( Read more... )

ИТЭР, криосистема

Leave a comment

Comments 27

greymage September 30 2016, 20:13:00 UTC
Вот честно, смотрю на всё и понимаю, насколько далеки разные токамаки-движки или генераторы для фантастических транспортов от реальности.

Сложность ТЯ-машин пока запредельная.

Reply

tnenergy September 30 2016, 20:26:28 UTC
Да, охлаждение всяких сортов очевидно как-то упускается из вида фантастов.

Reply

greymage September 30 2016, 20:29:22 UTC
Может там какое-то особенное охлаждение придумают. Помню, когда имел отношение к ФТЦ в Липецке, там как раз разрабатывали электронное охлаждение пучков для ЦЕРНа.

Хотя, конечно, это всё совершенно разного уровня вещи.

Reply

antontsau September 30 2016, 20:32:22 UTC
да ну ладно. Ничего фантастического, просто БОЛЬШОЕ. Эта самая айр ликвиде - крупнейшая мировая лавка по подобной криотехнике, разделению воздуха, снабжению промышленности криогазами и тп и тд. Сто лет уже технология существует, эти самые турбодетандеры еще Капица до войны внедрял (не изобретал, а в сесесере ставил!).

Широкой публике это все не видно, конечно, потому что всегда сидит где-то в недрах заводов и заводиков, куда никаких левых посетителей не пускают, так как опасно и вообще нефиг им там делать. А так - ну да, ну криотехника, хоть и редкая потому что гелиевых температур (которые так вообще мало кому нужны) и тем более потому что на такие обьемы, но уж азотный криозавод вообще самый что ни есть стандартный, на любом уважающем себя химпроизводстве удобрений/взрывчатки (прямого синтеза аммиака из атмосферного азота) примерно то же самое стоит, и даже поболе по размеру. А уж всякие СПГ установки так это вообще заводы на миллионы тонн и с отправкой криометана параходами по 160000 (прописью - сто шестьдесят тысяч!) тонн.

Reply


seatrump September 30 2016, 20:25:55 UTC
Загадка. Найдите на 6 фотографии сверху человека.(он там есть). Засеките сколько у вас ушло на это времени.

Reply

de__novo September 30 2016, 22:25:53 UTC
Правый край фотографии. Лезет вверх по трапу на уровне верхней галереи. Примерно 10 секунд.
Подсказка: сначала нужно определить размер искомого объекта, для этого хорошо подходит лестница на переднем плане, после этого отбрасываешь все что меньше или больше заданного габарита.

Reply

dmitry_ilukhin December 2 2016, 13:23:28 UTC
Секунд 20 примерно. Хорошая загадка из категории "найди кота", люблю такие :)

Reply


cn_mangetsu September 30 2016, 20:48:05 UTC
А азотная петля - это что?

Reply

tnenergy September 30 2016, 20:56:25 UTC
Ну, этот криокомбинат производит жидкий гелий и жидкий азот. Поэтому у него есть несколько гелиевых петель, которые готовят гелий на разных температурах, и две азотные петли, которые производят жидкий азот.

Reply

zel_dol October 1 2016, 18:38:20 UTC
Это просто холодильная установка, работающая на азоте.

Reply


atrus_at_lj September 30 2016, 20:50:54 UTC
Будем надеятся, что ко времени DEMO народ продвинется в понимании сверхпроводимости и удастся хотя бы азотом обойтись.

Reply

tnenergy September 30 2016, 20:59:04 UTC
Пока не похоже на то. Термоядерщики хотят выжимать все что можно из сверхпроводников, жертвуя рабочей температурой. Хотя для коммерческих систем возможно все же подъем рабочих температур сверхпроводников с нынешних 4-5 К до 30 К с захолаживанием жидким водородом или неоном. Такой вроде незначительный подъем сильно упрощает криогенику.

Ну а при температуре жидкого азота критическое поле и ток в сверхпроводниках настолько ослабевает, что на них практически невозможно достичь полей, нужных термоядерщикам.

Reply

nimroder September 30 2016, 22:43:33 UTC
На 20-30 Кельвинах не только криогеника проще, но и сверхпроводник стабильнее. А при 4К теплоёмкость ну уж совсем низкая, чуть что и сразу перегрев.
А на неоне - это да, это было бы круто. Но, боюсь, экономически эффективнее охлаждать хоть и сверхтекучим гелием, но иметь зато меньше сверхпроводящего материала. ReBCO при 30К дают неплохие результаты, но для тех же сферических токамаков желательно бы получше. Меньше сверхпроводника - больше силового материала - сильнее в итоге поле. А сверхтекучему гелию большая труба не нужна, он и через маленькую отведёт сколько нужно.

Reply

tnenergy October 1 2016, 14:20:03 UTC
Дело даже не в экономике. При повышении температуры в заданном поле очень быстро деградирует допустимая плотность тока. А значит магнит раздувается, растут проблемы с его прочностью. Кроме того растет индуктивность магнита, а значит при потере сверхпповодимость - развиваемое напряжение, которое должна выдерживать межвитковая изоляция. Так что проблемы нарастают очень быстро.

Reply


_hellmaus_ September 30 2016, 23:14:27 UTC
Первая в мире криогенная установка - на большом адронном коллайдере?

Reply

molchun22ru October 1 2016, 06:18:57 UTC
присоединяюсь к вопросу.

Reply

tnenergy October 1 2016, 07:59:50 UTC
Да, на LHC 140 киловатт холодильной мощности на 4,2 К и 6 киловатт на 1,8К. Но она распределенная, хотя ИТЭРовскую при желании тоже можно поделить на 3.

Reply


Leave a comment

Up