Ядерная медицина на примере технеция

Jul 03, 2016 21:50

Если вспоминать практическую пользу от открытия цепной реакции деления урана, то сразу после оружия и энергетики, пожалуй, окажется методы ядерной медицины. Ядерные явления используются как в диагностике, так и лучевой терапии. Я хотел бы на примере радиоактивного изотопа технеция 99mTc  показать, как ядерные реакторы помогают с диагностикой ( Read more... )

Ядерная медицина, Исследовательские реакторы

Leave a comment

Comments 69

2born July 3 2016, 19:31:52 UTC
Прекрсная статья! Можно я к себе утяну?

Кстати, генераторы на американском жаргоне называют молибденовыми коровами, а процесс получения технеция - дойкой:)))

А тайландский реактор - надо понимать, тот самый, о котором писал Абрагам))) Его подарили американцы, и тайцы дали начальнику реактора звание генерал-лейтенанта авиации, не потому, что человек имел к авиации какое-то отношение, а чтобы подчеркнуть его статус)))

Reply

tnenergy July 3 2016, 20:19:39 UTC
>Можно я к себе утяну?

Да, конечно.

>надо понимать, тот самый, о котором писал Абрагам

Хм, а это кто?

Reply

2born July 3 2016, 20:21:40 UTC
Один из классиков ядерного магнтного резонанса. Его автобиография

Анатоль Абрагам "Время вспять, или Физик, физик, где ты был" легко находится в сети. Прочтите срочно, получите массу удовольствия!

Reply

tnenergy July 3 2016, 20:23:13 UTC
А! Я ее читал, еще подростком :) Разумеется, про тайский реактор не запомнилось :)

Reply


niko1aeva July 3 2016, 19:42:48 UTC
А был ли опыт использования для облучения нейтронами мишеней серийных реакторов типа РБМК? Просто, судя по поверхностным описаниям, исследовательские и промышленные реакторы мало отличаются от РБМК - те же технологические каналы, та же РЗМ.
Или нет такого объема задач, и мощности существующих реакторов хватает? Или нейтроны не тех параметров?

Reply

tnenergy July 3 2016, 20:17:20 UTC
Опыт был - на ЛАЭС в РБМК облучали мишени из Мо98, но такой подход, как я понимаю, дает проблемы при выделении технеция - слишком низкая удельная концентрация Мо99.

Т.е. все, на самом деле, упирается не в реактор, а в переработку. В принципе, были бы это серьезные деньги - можно было бы и переработку сделать рядом с РБМК, а так сам РБМК зарабатывает на электричестве на 2 порядка больше возможной прибыли от молибдена, вот никто и не чешется.

Reply


antontsau July 3 2016, 19:55:28 UTC
самое главное во всем этом деле - логистика. Молибден тоже полураспадается за 66 часов, итого за неделю уже в 8 раз, так что никакого производства во глубине сибирских руд, откуда готовый продукт расползается по потребителям, невозможно. Сделали эти генераторы - тут же, немедленно, за часы, растащили по больничкам, где тут же запустили в работу. Склады невозможны, вся работа с колес. Оно потому и стоит таких денег, потому и пытаются строить производства везде по миру а не один мегацентр где-то. Скоростная логистика хорошо так радиоактивных материалов через полпланеты это дело весьма неприятное.

Reply

tnenergy July 3 2016, 20:22:21 UTC
Ну не то что бы прям за часы - 1-2 и даже 3 дня еще примемлимо, просто в генератор заряжается побольше. На самом деле стоимость кюри молибдена в 130 долларов (а на один тест надо 0,01 Ки) в сопоставлении со стоимостью медицины ничтожна, т.к. можно позволить себе потерять 3/4 молибдена... А это 5 дней.

Reply

antontsau July 3 2016, 20:33:32 UTC
Ну вот и получается - дни. А значит дальние перевозки авиацией... сильноактивного вещества? Нет пути! Никаких там медленно плывущих контейнеров, автоконвоев с свинцовыми баками, жд перевозок через весь континент...

Reply

tnenergy July 3 2016, 21:10:33 UTC
Возят самолетами. Когда NRU выключали, возили молибден из Петтена и Ульяновска. Конечно тушить трупик самолета с генераторами технеция то еще развлечение, но зато какой сюжет...

Reply


richmedia July 3 2016, 22:03:23 UTC
> Любой работающий гигаваттник содержит в своем топливе сотни грамм этого изотопа,

Килограммов?

Reply

tnenergy July 4 2016, 07:05:28 UTC
Нет, сотен граммов. В сутки в гигаватнике распадается 3 кило делящихся материалов, из них 6% - молибден, т.е. 180 грамм. За 17 последующих дней от этого молибдена почти ничего не останется, т.е. в сумме, грубо, в работающем гигаватнике содержится 180*17/2=1,5 кило молибдена-99, чуть меньше.

Reply


jr0 July 3 2016, 23:30:38 UTC
Спасибо. Весьма для меня познавательно.

Reply


Leave a comment

Up