ИТЕРофото

Jul 27, 2018 23:23

Привет, я вернулся из отпуска и мы продолжаем. Надеюсь, в ближайшие несколько дней будут посты, часть текста которых я написал за последние дни - в т.ч. новости по быстрым реакторам, EROEI оценки солнечной электростанции с аккумулятором, оффтоп мысли про производство электроники в России. Ну а пока - свежие фоточки со стройки ИТЭР ( Read more... )

ИТЭР

Leave a comment

Comments 92

burned_hrum July 28 2018, 07:42:05 UTC
>Осторожно можно считать, что "серийный ИТЭР стоил бы раза в 3 дешевле".
Ого, я думал, что гораздо дороже будет. Но ведь при таких условиях разница тогда совсем не критичная - 7-8 млрд против 5 у ВВЭР.

>не очень верю в экстраполяцию ИТЭР в промышленный энергоблок
Наивный тогда вопрос - а зачем это всё?) Огромный проект, дикая кооперация, ради чистой науки? Я понимаю, что решается куча прикладных вещей, но неужели никто из тех кто оплачивает эти работы не преследует чисто меркантильных целей?

>Неуверен, что это правильный путь "развития технологической базы"
А как иначе-то? Как прокачивать компетенции без создания собственных производств?

Reply

tnenergy July 28 2018, 08:04:14 UTC
>Ого, я думал, что гораздо дороже будет. Но ведь при таких условиях разница тогда совсем не критичная - 7-8 млрд против 5 у ВВЭР ( ... )

Reply

burned_hrum July 28 2018, 08:58:53 UTC
Да, вполне понятно, спасибо.

Reply


admiral_hood July 28 2018, 08:10:40 UTC
Где это всё происходит?

Reply

tnenergy July 28 2018, 08:26:37 UTC
Фактически во французском ядерном центре Кадараш в 150 км от Марселя.

Reply

admiral_hood July 28 2018, 09:21:53 UTC
Это прототип коммерческого ТОКАМАКа, или для этого ещё далеко?
Французы делают или международная группа?

Reply

tnenergy July 28 2018, 10:03:22 UTC
Нет, как энергетическая технология тут не очень получается. Скорее это научная установка.

Это по настоящему международный проект (Евросоюз, Россия, Япония, США, Китай, Индия, Южная Корея), редко где такое увидишь. Советую почитать https://tnenergy.livejournal.com/78341.html, там много разъяснено.

Reply


enginee_i July 28 2018, 10:09:49 UTC
Не так давно я размышлял о перспективах ядерной энергетики и у меня возник вопрос про трудоёмкость ядерного киловатт-часа электроэнергии, какова она по сравнению с угольным или нефтяным киловатт-часом. С одной стороны энергонасыщённость ядерного топлива на много порядков выше,чем у угля или нефти, но с другой стороны, путь от урановой или ториевой руды, до ядерного топлива длиннее и сложнее ,чем от сырой нефти, до бензина,керосина или топочного мазута, а некоторые сорта угля можно в топку бросать сразу после извлечения из недр Земли, кроме того и ядерный реактор, конструктивно много сложнее, чем большинство топок или топливных двигателей.
Поэтому хорошо было бы осветить и этот вопрос!

Reply

tnenergy July 28 2018, 10:34:54 UTC
В отличие от вопросов EROEI трудоемкость довольно легко оценить в деньгах - ошибетесь не более чем в два раза.

Грубо говоря, современная ТВС для ВВЭР/PWR продается по 0,75-1 млн долларов и вырабатывает 600-800 ГВт*ч тепловой энергии. Есть взять газ, то это соответствует 60-80 млн кубометров. Для мазута это будет 60-80 тысяч тонн. В углеводородах, конечно, большая доля налогов, но если даже поделить на 3, то все равно получится, что тепловая энергия из урана обходится раз в 10 дешевле, чем из углеводородов - видимо примерно во столько же раз меньше труда тратится на создание топлива для ядерных реакторов.

Но это тепловая энергия. Если перейти к электрической, то можно увидеть почти обратную картину - установленный киловатт АЭС где-то раз в 5-10 дороже, чем установленный киловатт ПГУ электростанции, и в 3-6 раз дороже мазутной. И можно довольно уверенно сказать, что это отражает трудоемкость этих объектов.

Reply

тепловая энергия zel_dol July 28 2018, 11:41:59 UTC
Если Вы хотите оценить стоимость атомной тепловой энергии, то нужно не ТВС принять во внимание, а стоимость атомной котельной.
Ну и сравнивать тогда нужно не с газом, а с паровой газовой котельной.

Reply

Re: тепловая энергия tnenergy July 28 2018, 12:21:46 UTC
Для общего понимания вещей моя прикидка вполне корректна. А то знаете, еще конкретный проект и кредитную ставку неплохо бы учитывать, площадку и стоимость земли, etc, etc.

Reply


Skynet avpetrenko July 29 2018, 08:19:59 UTC
Забавная картинка, варит робот, а какой-то мужик за ним присматривает, чтоб не напортачил:

... )

Reply

Re: Skynet ext_2847218 July 30 2018, 08:28:48 UTC
Мужик просто станет начальником 10-ти роботов - пойдет на повышение.

Reply

Re: Skynet uncle_jocker July 31 2018, 13:21:02 UTC
Уверен, там над роботами уже есть начальник, так что мужик пойдет на биржу труда :)

Reply


topotom August 2 2018, 03:51:13 UTC
ИТЭР примерно в три раза дороже БАК прлучается. И тоже чисто научная установка, то есть вложения без какой то материальной и коммерческой отдачи.

Reply

uncle_jocker August 2 2018, 12:42:11 UTC
Строители и производители всякого очень неплохо на ней заработают и значительная часть вернется государствам-участникам сразу или чуть погодя в виде налогов, так что не все так ужасно, просто деньги прокрутятся через "науку". Не все же дороги за триллион строить.

Reply


Leave a comment

Up