Во-первых на прошедшей неделе протвиновский ИФВЭ завершил джекетирование (затягивание в оболочку) последнего из 28 кабелей для катушек
тороидального поля. Как вы может быть помните, в декабре 2014 закончилось производство стрэндов, где-то за последние полгода - смотка стрэндов в кабели, а теперь вот и джекетирование. Остались только холодные тесты и отправка во Францию, и одна из самых дорогостоящих поставок России в проект будет завершена.
Вторая новость касается намотки
полоидальной катушки PF1. ИТЭР-центр
сообщает, что "В настоящее время специалистами НИИЭФА им. Д.В. Ефремова на территории Средне-Невского судостроительного завода в Санкт-Петербурге продолжаются работы по изготовлению и испытанию двойной галеты катушки полоидального поля PF1"
Это значит, что испытания намоточного оборудования, которые начинались в январе завершены более-менее успешно, и можно перейти от макетов к реальным сверхпроводникам.
"Изготовление галеты включает в себя намотку сверхпроводящего токонесущего элемента, приварку гелиевых вводов и контактных соединений, вакуумно-нагнетательную пропитку и серию испытаний на различные параметры. К концу мая был намотан первый слой обмотки галеты и вварен гелиевый ввод для подачи жидкого гелия, обеспечивающего охлаждение системы при работе. В текущий момент осуществляется намотка второго слоя обмотки галеты.
Завершение изготовления двойной галеты и проведение окончательных заводских испытаний запланировано на осень 2015."
Фотография, очевидно, еще с испытательной намотки макета.
Длины тороидального проводника джекетируются в Италии из отечественных кабелей, и как мы
видели, в апреле были готовы только 2 длины, которые и пойдут на первую "галету" (надо заметить, что в сверхпроводниковых магнитах распространены пищевые термины - то блины "pancakes", то вот галеты), которую начали наматывать на оборудовании в СНСЗ. Наверное темп изготовления катушки не будет превышать одной галеты в квартал - благо до установки PF1 на свое место еще не меньше 8 лет.
Кстати, такое необычное место производства магнита (Судостроительный завод, напомню), как мне кажется, связано с весом PF1 - приблизительно 200 тонн. Дешевле построить сборочный стапель магнита и производственную цепочку вокруг, фактически, баржи, на которой этот магнит отправится на площадку ИТЭР, чем устанавливать кран с нужной грузоподъемностью в НИИЭФА. Во всяком случае проектно это должно выглядеть так:
http://www.forss.ru/files/images/gallery/pages/668/299.jpg В центре сооружения - баржа, сверху на ней настил для сборки PF1, на палубе ниже - установка вакуумно-нагнетательной пропитки галет.
Крупнее.
Вместе с намоточным оборудованием. Обратите внимание, на фотографии намотчика выше видны те самые рельсы, по которым баржу будут вытаскивать из цеха.
Ну и наконец - сама баржа.
Вот такой вот производственный финт ушами.