Практический смысл куклы-зерновушки

Jun 11, 2010 01:02

Недавно моя невестка привезла из Киевского музея игрушек любопытную историю. Во времена Продразверстки, когда в деревнях забирали весь урожай, небольшую часть собранного зерна  удавалось сохранить с помощью кукол Зерновушек.  По сбору урожая, наделают таких куколок, набьют их зерном, и детям раздадут, а то и в красный угол поставят. И глядишь, а ( Read more... )

Зерновушка

Leave a comment

Comments 9

maya_andronova June 10 2010, 21:18:41 UTC
Да уж, советская эпоха красным колесом прокатилась... Насчёт "магического смысла" - Вы хотите сказать, что причинно-следственная связь иакая, и кукла тогда и появилась, при перегоибах советской власти, в 30-е годы прошлого века, а до этого её не было? Не думаю. Она куда как более ранняя.

Reply

kuyumba June 10 2010, 22:51:37 UTC
нет, я имею ввиду только то, что изначальное назначение куклы практическое - сохранить НЗ. Очевидно, что сохранение неприкосновенного запаса было важно не только на заре становления советской власти, а и в любые времена. Подати и оброки в более ранние времена собирались тоже не всегда гуманно. У крестьян всегда жизнь не сахарная была, да и по урожайности год на год не приходился. А уж функция оберега урожая, пожелания богатого урожая появилась дополнительно - например, чтобы легко объяснить детям или вовсе посторонним людям зачем эта кукла делается.

Reply

galila June 11 2010, 06:18:41 UTC
тогда бы детям кукол не раздавали - детям делали кукол из того, что под рукой и чего не жалко
а тут и тряпочки много уходит и зерно драгоценное... скорее наоборот все было. я ниже написала.
в 20 веке уже и с тряпочками проблем таких не было и к зерну менее священное отношение было - лишь бы врагу не досталось скорее...
так что скорее первоначально смысл обережный-обрадовый, а уж потом все остальное "приросло"

Reply

maya_andronova June 11 2010, 12:11:55 UTC
Сомневаюсь. Вы же её видели: в кукле от силы 2 стакана крупы, и судя по этнографическим описаниям, была она в доме одна. Какой это НЗ, если семья 10 и более человек? Про оброки и подати - снова эта путаница между крестьянским сословием, хозяевами, и крепостными крестьянами. Это разные вещи. Кажется неубедительным. Хотя я могу понять, что не имея дела с Миром кукол, не веря и не видя, трудно представить себе, что женщина могла и может взаимодействовать с Силами, стихиями, управлять ими. Другое дело, мне послышалось в посте желание найти "животную" причину и ниспровергнуть духовный смысл куклы. И если это так, то вот оно мне непонятно. Даже когда у меня не было знаний и опыта, хотелось верить в сказку, в волшебные возможности. Сейчас не то что в это верю или не верю, а с большим удовольствием живу в этом большую часть времени. А почему Вам не хочется верить в сказку?

Reply


galila June 11 2010, 06:10:52 UTC
Ну вообще, про то что, это НЗ и прочее известно:)
там же так и было - кукла стояла во главе стола и если семья голодала - то потихонечку могли оттуда по чуть зерна брать, тогда зерновушка "худела" и соседи, зашедшие в гости могли видеть, что у семьи неладно с пропитанием и помочь - чем смочь.

Reply

galila June 11 2010, 06:13:54 UTC
да, но это не ее превостепенный смысл, конечно - в смысле, что она НЗ, думаю, этот смысл "понаделать кукол с зерном" прилип к ней в голодное время постреволюционного 20 века, когда все ценное (и зерно) старались спрятать от прожорливых коллективизаторов

Reply


нюанс o_mouse June 11 2010, 13:51:41 UTC
Изначально не было деления на практический и магический смысл.
Многие практические действия осмыслялись магически/поэтически. Этот прием до сих пор практикуют туристы и педагоги - действие, превращенное в действо лучше запоминается.
Потом как было сказано выше - кукла одна, а семья большая, так что не НЗ в нем хранили, а посевное зерно

Reply

Re: нюанс laiya June 17 2010, 19:43:54 UTC
ППКС тому, что - не делилось... да и сейчас в общем-то правильно бы не делить. на мой взгляд.
...мне тоже про посевное зерно думалось, когда я Богачей делала...

Reply


Leave a comment

Up