Современный локомотив - это чрезвычайно сложный комплекс, требующий умелого обращения. Только подготовленный машинист, хорошо знающий машину, способен использовать все возможности, которые закладывают в неё конструкторы.
На профильных предприятиях холдинга обучение машинистов поставлено на профессиональную основу, работают специализированные учебные центры, в которые приезжают для переподготовки специалисты со всей страны.
Важнейшим элементом технической базы учебных центров являются тренажёры, имитирующие вождение локомотива. До недавнего времени у нас их было два, оба на НЭВЗе. Один из них представляет собой копию интерфейса системы управления самых массовых современных новочеркасских грузовых электровозов - "Ермака" и "Дончака". Второй повторяет кабину управления двухсистемного пассажирского электровоза ЭП20. Тренажёр, имитирующий грузовой электровоз, появился на заводе 2013 году; пассажирский - в 2014. В общей сложности с тренажёрами поработали уже около 700 человек.
В марте свой тренажёр
появился на Брянском машиностроительном заводе. Он предназначен для обучения машинистов вождению тепловозов 2ТЭ25КМ, серийное производство которых началось в прошлом году.
Снаружи тренажёр выглядит как небольшая комната, рядом с которой находится рабочее место инструктора.
Попадая в кабину тренажёра, машинист полностью погружается в заданную ситуацию - через лобовое и боковые "стёкла" он видит пути, стрелки и окружающую обстановку. Так изнутри выглядит тренажёр ЭП20
А так - грузовых электровозов
Поскольку управление разными электровозами имеет свои особенности, тренажёр оснащается сменными модулями.
Это тренажёр тепловоза.
Несмотря на то, что такой тренажёр - не самая дешёвая вещь, их применение безусловно окупается. С одной стороны, очевидна прямая экономия - не нужно использовать для учёбы реальный локомотив; выводить его из эксплуатации, обслуживать, тратить топливо и электроэнергию. Само обучение при помощи тренажёра занимает меньше времени. Что ещё более важно - на таком тренажёре можно отрабатывать навыки вождения локомотивов в аварийных и нестандартных ситуациях, включая, например, работу в сильный мороз. В холдинге возлагают на тренажёры большие надежды.