Я уже несколько раз коротко писал в своем журнале о самостоятельном издании книг (тэг
blurb).
Но время от времени эта тема возникает снова и снова, и поэтому хочу немного подытожить свой опыт в этом вопросе, возможно он кому-то пригодиться.
Я много лет занимался фотографией, и это было скорее сопутствующим занятием в походах на природу, в поездках в формате «для себя», ну, и как один из вариантов иллюстрирования своих записей в ЖЖ. При этом я никогда не задумывался о том, во что это может вылиться. Но однажды наступил день, когда количество фотографий, мыслей и идей переросло в новое качество, потребовавшее соответственно и новой формы.
Бывает так , что бродя по разным жизненным дорогам, ведущим в разные направления, иногда даже в противоположные стороны, человек после долгих поисков или даже случайно (а ничего случайного ведь не бывает) выходит, наконец, на тот самый - свой путь. Как об этом узнается? В такой момент жизнь вдруг начинает подбрасывать тебе правильные книги, фильмы, интересных людей, возникают неожиданные идеи, свежий ветер в голове заставляет двигаться бодрее. Хотя и эти книги и эти люди в поле зрения появлялись и раньше, но именно теперь они выстраиваются вокруг особым образом, увлекая тебя в нужную сторону. И мой эксперимент с книгами - это лишь частный случай такого проявления, но теперь-то я точно знаю, что иду в правильном направлении.
Дальше для тех, кто в теме ( очень много букв)
Именно тогда, когда я задумался о новой форме, мне то и дело стали попадаться статьи о различных способах самиздата: т.н. фотокнигах, POD (print-on-demand), многочисленных сервисах, предлагающих разные способы печати, примеры самостоятельно изданных книг. Тогда понял, что облечь свои записи и фотографии в книжный формат это не что-то доступное только профессионалам, но вполне реальное дело. Знаю за собой слабость долгого откладывания начала чего либо нового - объясняю самому себе это тем, что вопрос должен быть вначале основательно изучен - поэтому, чтобы слишком не затянуть дело, закрыв глаза, ринулся в бой сразу, выбрав для работы первый и наиболее часто упоминаемый и довольно авторитетный ресурс
Blurb, о чем теперь нисколько не жалею. О других сервисах сказать ничего не могу, потому что работал только с Blurb, но подозреваю, что все они во многом схожи.
Итак, попробую рассказать коротко о своем опыте работы с Blurb и вообще об эксперименте «я сам себе автор и книгоиздатель».
Сервис Blurb.com не только для тех, кто думает о писательской карьере, но вообще для всех, кто хочет конвертировать свои впечатления, умения, воспоминания в книжный формат, создав, например, свадебную книгу, книгу о своих путешествия и турпоездках, книгу рецептов, о цветах из собственного сада, о своих детях, о самоделках - перечень здесь неограничен. При этом тираж может состоять из одного экземпляра.
Сервис позволяет сделать достойную книгу как профессионалу, так и новичку. Для этого Blurb предлагает удобную и простую в работе бесплатную программу
BookSmart - что-то, напоминающее упрощенный вариант Adobe InDesign. Во всяком случае, возможности даже этой программы огромны: имеется масса готовых шаблонов и макетов. Первую книгу я сделал именно в этой программе и у меня остались очень теплые воспоминания от работы на ней, несмотря на то, что после Adobe InDesign она кажется по детски упрощенной (иногда и это бывает преимуществом).
Кроме есть еще одна бесплатная новая программа для создания эффектных макетов книг -
BookWright.
Более продвинутые верстальщики могут напечатать книгу, уже сверстанную в Adobe InDesign, пользуясь
специальным плагином, или используя
модуль Blurb, встраиваемый непосредственно в Lightroom.
Не знаю, насколько большой недостаток - возможность выбора из 5 форматов для фотокниг (18х18 см, 20х25, 25х20, 30х30, 33х28), и трех для обычных (13x20, 15x23, 21x26), но по мне, так это лишь дисциплинирует. Для моих целей формат 25х20 подошел идеально.
Имеется возможность выбора из 5 различных типов бумаги - от матовой до особо глянцевой, при этом цена печати заметно зависит от выбора бумаги. Я печатал как на стандартной, так и на матовой и на глянцевой, качество печати на всех замечательное, но для фотопечати, по моему мнению, предпочтительнее глянцевая бумага (premium lustre) - она лишь называется глянцевой, это один из видов мелованной бумагино и совсем не похож на глянцевую фотобумагу, на самом деле к ней подходит слово «лоск».
Матовая тоже имеет свой «лоск» и глянцевой уступает едва заметно.
Когда я показал книгу, отпечатанную на «глянцевой» в одной из наших местных солидных типографий - они долго с завистью щупали, чуть ли не пробовали на зуб эту бумагу, но подобного варианта у них не нашлось. Качество печати и цвета у Blurb великолепные. Вначале мне показалось, что немного завалены тени, но это лишь на придирчивый взгляд автора, а вообще не критично, и в дальнейшем при подготовке фотографий я просто учитывал этот фактор.
Есть три варианта обложки: мягкая, твердая и с суперобложкой, и пять вариантов форзаца (к сожалению, варианта своего форзаца нет, а иногда хочется).
Заказ оформляется просто, оплата кредитной карточкой элементарно. Не спешите платить сразу, поищите на просторах интернета промокоды - Blurb ежемесячно устраивает акции. Я всегда нахожу варианты минус 25%, например, на таких ресурсах
http://www.tjoos.com/Coupon/99866/Blurb.comОт момента заказа до вручения в руки в обычном случае проходит до двух недель, но если хочется получить через неделю - надо просто доплатить. Моя практика показывает, что без всякой доплаты я получаю заказ не позднее десяти дней со дня отправки заказа.
Весь процесс от печати до транзита можно наблюдать в своем профиле Blurb в реальном времени: вот через два дня книга уже напечатана и передана перевозчикам, вот из Эйндховена (Голландия) книжка уже переметилась в Париж, затем она уже в Стокгольме и вот уже ее везут по Таллину. В трэкинглисте написано - будет доставлена сегодня до 18.00. Смотрю в окно - подъехал курьер, звонит в дверь - и вот в моих руках книга. Для жителей американского континента, наверное, все еще быстрее.
Книжки упакованы капитально, но все равно, однажды я получил заказ, в котором на всех трех книгах были помяты уголки обложки. Я сфотографировал повреждения, отослал в службу поддержки Blurb и ровно через неделю без всяких споров и доплат держал в руках новые книги!
Я всегда делаю вначале одну книгу - на мониторе и вживую книга выглядит по разному, да и отдельные недостатки вылезают наружу, кроме того иногда на отдельных фотографиях приходится подкорректировать цвета и тени.
На своей страничке Blurb появляется ссылка с описанием вашей книги, перейдя по которой любой имеет возможность заказать ее себе, либо вы сами можете сделать подарок своему другу, оплатив книгу с доставкой по указаному адресу. А если хотите заняться продажами...
Печать иллюстрированных книг в сервисах, подобных Blurb, достаточно дорогое удовольствие и, скорее, подходит для домашнего использования, подарочных вариантов или презентаций. Например, иллюстрированная книга форматом 25х20 см в 60 листов на среднеглянцевой бумаге в твердой обложке обойдется примерно в 40 $ (скидки для более 100 экз. 15%, но это не решает проблему), для нескольких экземпляров цена доставки в 16 $ тоже существенна. Можно, конечно, поэкспериментировать, добавив к цене свою надбавку, выставить книгу на продажу в сервисе Blurb или непосредственно через Blurb выйти на Amazon, добавив к цене еще 15%. И получится, получится... Ваша книга должна быть просто супер, а также хорошо продвинутой, чтобы продаваться по такой цене.
Я посчитал все это и решил посмотреть другие варианты книжного дела. Для этого специально и сознательно прошел весь путь книги от написания первой буквы до продажи в магазине. И даже поучаствовал в международной книжной ярмарке. Хотел понять, как это все работает.
В моем случае все работы: обработка фотографий, верстка, обложка, редактор, получение ISBN, макет сделаны самостоятельно или с дружеской помощью, финансирование, понятное дело, тоже из разряда «само». Если мы пойдем в издательство - все эти работы оно возьмет на себя, но и денег тоже за это возьмет. При этом издательство не станет браться за убыточный проект. А в этом случае, понятно, ваш вероятный гонорар влияет на продажную цену книги.
Печать в обычных типографиях намного дешевле, можно найти совсем недорогие - все зависит от желаемого качества выходной продукции, а мы желаем, конечно, лучшего. При этом при цифровой печати стоимость одного экземпляра не слишком зависит от тиража и предпочтительней при небольших заказах, но несколько выше офсетной (при больших тиражах в три раза и более!). В отличие от цифровой при офсетной печати цена одного экземпляра заметно падает при увеличении тиража и выгоднее для больших тиражей.
Цифровая печать зато более гибкая и позволяет работать от одного экземпляра с возможностью допечатывать тираж в любой момент.
С типографией мне повезло, хотя , возможно, и другие не хуже, но в этой мне понравилось уважительное отношение, терпение (авторы - они народ достаточно придирчивый) и скорость. В течение нескольких дней сделали две пробных печати практически всех листов книги, и после нескольких корректировок цвета еще через неделю небольшой тираж в 50 экз. был готов. В любой момент теперь можно допечатывать, не надо держать запасы тиражей под кроватью.
После получения книг из цифровой типографии, я отправился в офис одной из сетей книжной торговли, где книги понравились, но условие было одно - предельную цену устанавливает магазин. Ну, конечно же, цена должна быть разумной, и я полностью с ней согласен - это была практически цена типографии :(, так что включаемую в цену реализации 70% (!) наценку магазина мне пришлось доплачивать самому (я сознательно пошел на такой эксперимент). Мне хотелось знать, как будут продаваться мои книги, и узнал - продались. Хорошо, что ограничился 12 экземплярами, а то банкротство было бы неизбежно :)
Резонный вопрос: а как же все эти тонны книг в магазинах?
К сожалению, мой пример для других вряд ли подходит. В Эстонии с населением в 1,3 млн. тиражи книг весьма скромные и, соответственно, себестоимость их здесь значительно выше, «чем в Америке». Книжные издательства без поддержки государства не смогли бы существовать. Поэтому, в частности, все книжное дело, держится у нас только с помощью финансирования через специальные фонды. Частному автору получить чего-нибудь оттуда проблематично, а издательства и сами хотят хорошей зарплаты, так что...
Так что на этом эксперимент закончился, и в настоящее время в части коммерческой части книгоиздательской деятельности я взял для себя тайм-аут.
Мои книги и сейчас
доступны для продажи в магазине Blurb, но я предпочитаю продавать, дарить или представлять себя с помощью книг, отпечатанных в местной цифровой типографии - это дешевле в три раза.
Книги оказались лучшей моей визитной карточкой и постепенно отрабатывают свои немалые затраты, но уже не деньгами, а хорошими знакомствами, новой информацией, слава обо мне пошла :) В результате я занимаюсь тем, чем давно хотел: продолжаю фотографировать, знакомлюсь с новыми людьми, хожу по лесам и болотам, вожу экскурсии - и это ли не главный доход?
Кроме того меня греют мысли о том, что (настоящий, кое-какой, никакой) (выбрать вариант) автор (никогда, всегда, думает, не думает) (выбрать вариант) о финансовой стороне. Он (хочет, должен, не обязан) всегда и всюду (нести, поднести, принести) только (доброе, вечное, доллары, евро, рубли) (выбрать варианты).
Ну, вот это я так пошутил, ехидно усмехнувшись.
Выводы из эксперимента (они касаются только моих условий):
1. Сервисы типа Blurb - прекрасный инструмент с великолепным качеством и быстротой исполнения, подходящий для личного использования в небольших количествах (1-10 экз.) - свадьбы, путешествия, подарки, презентации и т.п. Причем это отличный вариант для новичков - каждый вполне может сделать себе простую книгу.
2. Но даже в этом случае, если вы умеете верстать сами, то поход в ближайшую от вас цифровую типографию выгодней по меньшей мере в два раза. Если же ваши амбиции более серьезны - более 300 экз., то вам в типографию с офсетной печатью.
3. Для работы на продажу лучше обращаться в издательства, которые сами работают и с типографиями и с рекламой и магазинами. Еще лучше найти спонсора.
4. Самому становиться издательством не советую, если только не имеете доступ опять же к спонсорам или каким-либо фондам.
5. В любом случае, если вам интересна книга, попробуйте сделать сами хотя бы одну - это очень увлекательно.
Такая книга будет лучшим подарком или прекрасной вашей визитной карточкой.
Удачи авторам во всех начинаниях! Хороших новых книг!
И не стоит бояться трудностей, принося доброе и вечное :)))
PS: С удовольствием отвечу на вопросы по этой теме