Два неплохих обзора традиционного шаманизма (через тему "шаманской болезни") и так называемого неошаманизма от доктор исторических наук, кандидат филологических наук, руководитель группы медицинской антропологии Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Валентины Харитоновой. Собственно, главная ценность этих двух обзоров - именно в их парности. Потому, что, ИМХО, рубикон проходит не по "есть перья - нет перьев", не по "город - лес" и даже не по "есть предки - нет предков". Вопрос в том, как и, самое главное, зачем всё происходит вот с этим конкретным человеком. Потому, что, как мы все тут, надеюсь, понимаем, когда идёт речь о шамане как человеке, который имеет особые способности к контактам с миром духов, и которого по этому случаю эти духи буквально пинками загоняют "на производство"... а именно так это и есть, потому, что всю жизнь валандаться с духами... это даже не пристом служить... это... это такая смесь зоопарка, детского сада и термоядерного реактора, что "Господи - спаси!!! Любой спаси, вот кто спасёт - тому и служить буду по гроб!!!"... ну, о каком таком "наиболее удобном варианте существования в практиках шаманизма" тут можно говорить?.. Правильно, ни о каком. Если мы - таки о шаманизме. В смысле - о Судьбе быть шаманом. Ибо быть шаманом - это Судьба. Это я вам, как прист, говорю. А разные техники... душеполезные подбирать в порядке обмена опытом... это всё очень мило, и порой даже полезно, но это и близко не значит "быть шаманом". И об этом лучше всего просто помнить. Как о смерти и налогах. ;-)
Так что сперва слушайте про "болезнь" (которая не болезнь вообще, а более или менее тяжкая смесь ремесленной учёбы, тренировки тела, перекалибровки мозгов и бытового изнасилования), а потом, держа эту тему во внимании, уже слушайте про неошаманизм. Единственное... Алина Слободова... ну, в общем, просто примите к сведению, что есть в природе такая тётя. И - да, с точки зрения антропологии неошаманизма в РФ она интересна и показательна. :-)