Click to view
Что я могу сказать...
Ну, во-первых, при всём респекте Адриану Лестеру-Отелло, данный конкретный спектакль я бы, таки, назвала "Яго".
Рори Киннир АЦЦКИ КРУТ. Жаль, что нельзя отослать всех в прошлый год смотреть
"Последняя из Хауссманов", но вы всё ещё можете посмотреть
"Гамлета" и
"Отелло".И оценить, так сказать, в ассортименте. А, заодно - посмотреть первый фильм,
"Ричард II", из
The Hollow Crown, где он играет
Генриха Болингброка.
Во-вторых, спектакль - идеальная демонстрация того простого факта, который в антракте озвучили два молодых человека, сидевших у меня за спиной:
- Всё таки потрясающе, что можно это сыграть про любое время.
- Ага... потому, что ничего не изменилось. Ну, кроме костюмов.
- Костюмов и обычаев. Раньше сделал что-то фигово - застрелился. А теперь сделал фигово - и не застрелился.
Впрочем, как показано в финале пьесы, и в 1604 году, и в 2013 есть как те, кто стреляется сам, так и те, кто стреляет других. И, что самое забавное, СОВСЕМ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, что "осознал" содеянное в полноте тот, кто застрелился. Во всяком случае, для меня самый страшный момент истории - не смерть Дездемоны, не смерть Эмилии (отдельный поклон
Линдси Маршалл), и уж точно - не самоубийство Отелло, а три секунды, которые вырвавшийся из рук конвоира Яго-Киннир стоит в проёме дверей спальни Дездемоны и смотрит на кровать с тремя трупами на ней. "Чёрт... а ведь не попустило... чёрт..."
И в третьих, я поняла, что, всё же, есть разрыв в том самом социо-культурном контексте, из-за которых некоторые вещи воспринимаются ... скажем, не так, как они, полагаю, воспринимаются английской публикой. Я - о Дездемоне. Мы смотрели спектакль втроём. Три взрослые, неглупые женщины, не без образования и жизненного опыта... чего уж там. И всех нас троих, независимо, Оливия Виннал-Дездемона... смутила, скажем так. Причём - не относительно первоисточника, а относительно... убедительности образа в реалиях спектакля. Эта дёрганная (не сказать - "нервнобольная") дурёха с манерами и внешним видом зажиточной ПТУшницы как-то совершенно не вписывалась в наше (не общее, но единодушное) представление о том, как может выглядеть "транскрипция" единственной (и, по всеобщему мнению - более чем достойной) дочери венецианского дожа эпохи Великой Республики в реалиях начала 21 века. Памятуя о пресловутой "британской неформальности" (которая поначалу так ... впечатляет молодых представителей арабской и российской элиты, приехавших в Лондон, скажем, на учёбу :-)), я понимаю, что для английского зрителя ничего... несообразного в ТАКОЙ Дездемоне нет. Но вот нас, что называется, не вставило...
Ну и, отдельной строкой - сценография... нет, СЦЕНОГРАФИЯ!!! И ЗВУК!
И потрясающая слаженность ВСЕЙ труппы, идеальная точность, живость, убедительность КАЖДОГО персонажа, КАЖДОГО малейшего эпизода... для ЭТОГО театра, для ЭТИХ актёров воистину НЕТ "маленьких" и "проходных" ролей, нет "малосущественных" деталей постановки.
Они делают и играют спектакль, как совершают богослужение. Со всей возможной вкладкой во всё, до последней мало крохи. Потому, что перед Богом - всё большое. God bless them for it!