Могольская миниатюра кон. 16-первой пол. 17 вв. - одно из наивысших достижений мировой живописи, ИМХО, из западноевропейских миниатюристов с художниками, работавшими при дворе Великих Моголов, разве что братья Лимбурги могут сравниться. И вопреки расхожему представлению об исламском искусстве, как о чем то застывшем и схематичном, могольские миниатюристы этого времени создавали потрясающие образцы реалистической живописи.
Влияние западноевропейского искусства на миниатюру было очень значительным, но этому вопросу я посвящу отдельный пост. Если выделить аспект "реалистичности", "жизнеподобия", то тут я сказал бы (насколько я вообще могу судить об этом), что он в большей части определяется влиянием европейской живописи и в меньшей - местными традициями (в т.ч. традициями иранской миниатюры). Но влияние последних не следует недооценивать.
Вот иранские миниатюры середины 16 в.:
Сикандар пришел к умирающему Даре
Сикандар встречает Исрафила.
Обе миниатюры иллюстрируют манускрипт "Шахнаме" Фирдоуси, созданный в Иране в 1544-1545 гг.
Обратите внимание, как передано состояние вечернего и ночного неба, как изображены деревья. И это - наряду с условными горками и условным же построение пространства.
Играющие обезьяны. Анвар и-Сухайли, ок. 1570, Иран.
Здесь уже все живо и реалистично, кроме условных горок.
Дальше - собственно могольская миниатюра.
Басаван (раб. 1556-1600), иллюстрация к Хамзанаме, ок. 1564-1569.
Здесь, помимо прочего, уже можно заметить попытку построения перспективы - дальние объекты (люди, деревья), меньше, чем ближние.
Явное влияние европейского искусства заметно в могольской миниатюре с 1580-х годов. Например, здесь:
Басаван. Иллюстрация к Дарабнаме, ок. 1585-1590
Изображение архитектуры, светотеневая моделировка, попытка изображать фигуры в сложных ракурсах, некоторые другие детали выдают знакомство автора с западноевроейской гравюрой. Выглядит эта миниатюра более эклектиной, чем предыдущая.
Еще один рисунок Басавана:
Басаван. Аскет, идущий по берегу реки, ок. 1600.
Здесь уже западноевропейские и иранские традиции органично сливаются в единое целое.
В конце 16-начале 17 в. реализм проявлялся в изображении животных и растений:
Мансур. Хамелеон, 1612
Мансур. Гриф, 1610
Мансур. Дронт среди других птиц, 1610
При Джахангире (1605-1628) требование тщательно изучать натуру и изображать ее реалистично приобретает программный характер.
Неизвестный художник. Встреча поэта и отшельника. 1603
Здесь интересно построение пространства - изометрическая проекция, как в дальневосточном искусстве.
Говардхан. Шейх Хусейн Джами со слугой, ок. 1620-1625. Условное пространство и живые фигуры.
Говардхан. Джахангир посещает отшельника Джадрупа. ок. 1616-20
Здесь реалистичен не только пейзаж, но и лица людей на переднем плане вполне можно назвать портретами.
Бичитр. Писец, ок. 1625
Говардхан. Беседа исламских мудрецов, 1630
Говардхан. Астролог и монахи-отшельники, ок. 1650
Здесь вообще без комментариев.
Насири Хан руководит осадой Кандагара. ок. 1633. Лист из Падишахнаме.
Сравните с осадой города в изображении Басавана.
Иллюстрация к Падишахнаме, 1636
Паяг. Охота Дара Шукоха, ок. 1635
Хашим (?). Охота Аурангзеба, ок. 1660
К сожалению, во второй половине 17 века искусство могольской миниатюры входит в полосу застоя или упадка. Причина - "слишком узок круг этих людей (и художников и заказчиков, в данном случае), слишком далеки они от народа", если коротко. Некоторые миниатюры 18-го века несут воспоминание о былом величии, реализме и западном влиянии.
Мир Калан хан. Ночная охота на антилоп, ок. 1734-1735