Еще один художник, чье творчество заслуживает большей известности.
Питер де Греббер (ок. 1600-1652/1653) родился в Харлеме, в семье художника Франса Питерса де Греббера (1573-ок.1649). Франс де Греббер был хорошим портретистом, он же стал первым учителем юного Питера и его сестры Марии. Также, возможно, у него учились такие известные художники, как Юдит Лейстер и Питер Санредам.
1. Франс де Греббер. Групповой портрет офицеров роты Св. Георгия, 1619
На портрете передано перспективное сокращение, что встречается довольно редко.
2. Франс де Греббер. Портрет молодой женщины 25 лет, 1632
Скатерть и руки словно написаны другим художником (вполне могло быть и такое) и несколько портят впечатление от этого, в общем-то замечательного портрета.
Свое обучение Питер де Греббер подложил у Хендрика Гольциуса, а в 18 лет вместе с отцом работал у Питера Пауля Рубенса. Влияние этих знаменитых мастеров заметно в его манере. Более поздние работы де Греббера выдают знакомство с утрехтскими караваджистами и Рембрандтом, который был на шесть лет младше. Но живопись харлемского мастера нельзя назвать эклектичной и эпигонской - он вырабатывает собственный, хорошо узнаваемый стиль.
Почему же Питер де Греббер известен так мало? Возможно, потому, что его творчество не соответствовало представлениям о золотом веке голландской живописи: в отличие от жанровых сцен, создаваемых малыми голландцами,* он писал в основном большие картины на религиозные сюжеты. А всякий, кто творил в этой нише, обречен на сравнение с величиной поистине недосягаемой - Рембрандтом. Рембрандту Питер де Греббер безусловно проигрывает, но многим иным своим современникам он может составить серьезную конкуренцию.
3. Автопортрет
4. Пир Валтасара
5. Снятие с креста, ок. 1633
6. Снятие с креста
7. "Муж скорбей", 1632
8. Крещение Христа, 1625.
Странно, что у Иоанна руки и лицо загорели, а все остальное тело - нет. Результат штудий обнаженного тела
9. Поклонение пастухов, 1633
10. Христос на коленях перед Богом-Отцом, 1645
12. Семейный портрет в виде Св. Семейства
13. Поклонение волхвов, 1638
14. Вирсавия, 1620-е
15. Вирасавия, 1644
16. Христос и самаритянка, 1635
17. Моисей, источающий воду из скалы, ок. 1630
18. Триумф, 1648 (в честь окончания 30-летней войны?)
19. Нахождение Моисея, 1634
20. Молящийся царь Давид, ок. 1635-1640
21. Пророк Елисей, отказывающийся от даров Неемана
22. Легенда о гербе Харлема, 1630
23. Семейный портрет
24. Мадонна, обучающая младенца Христа чтению
25. Юноша со скрипкой, 1627
26. Портрет юноши. Возможно, лучший портрет художника
27. Юный пророк Даниил
28. Женский портрет
29. Мужской портрет
30. Портрет купца
31. Давид с головой Голиафа, 1620-е
32. Иродиада, протыкающая язык Иоанна Крестителя
33. Женский портрет
34. Аллегория милосердия, 1622
35. Поющий юноша, кон. 1620-х
36. Мужской портрет
37. Женщина с младенцем, 1622
38. Музыканты, ок. 1620-1623
39. Юноша в персидской одежде, 1637
40. Софонисба, ок. 1635-1645
41. Притча о нераведном судье, 1628
42. Женский портрет, 1630-е
43. Урок татуировки
Рисунки (эскиз росписи, ок. 1637):
44.
45.
Спорные:
46. Возвращение блудного сына (?). Приписывается также Арту де Гелдеру. Меня смущает, что блудный сын здесь очень похож на Христа, даже одет так же
48. Святой Себастьян. Приписывается также Паулюсу Бору, но, на мой взгляд, на Питера де Греббера больше похоже
49. Евангелист Иоанн, круг Питера Греббера
* Малый размер картин, безусловно, способствовал широкому распространению "малых голландцев" уже в первые десятилетия после завершения "золотого века" хотя бы потому, что малые картины транспортировать проще, чем большие.