Портреты Шекспира

Apr 30, 2016 19:18

Постараюсь дистанцироваться от стратфордианских и антистратфордианских позиций. И если я назову в тексте Шекспира великим поэтом или драматургом, это будет означать не то, что я действительно так считаю, а то, что так принято считать.
Не существует ни одного достоверного прижизненного портрета Шекспира. Два портрета были созданы вскоре после его смерти и потому считаются наиболее достоверными.
1. Надгробный памятник в ц. Св. Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне.







Создан между 1616 и 1623 г., возможно до 1617-1618 гг.. Автором, вероятно, является скульптор голландского происхождения Джерард Джонсон (Герарт Янсен). Неизвестно, пользовался ли ваятель какими-либо изображениями покойного, видел ли его лично, или основывался на словесных описаниях, поэтому судить о том, насколько точно воспроизведена внешность Шекспира, сложно. Кстати, как недавно стало известно, череп из могилы, по всей вероятности похищен, так что, проверить все предположения насчет внешности драматурга уже вряд ли получится.
Старейшее изображение памятника (весьма неточное, не говоря уже о его качестве) воспроизведено в книге Уильяма Дагдейла "Древности Йоркшира", вышедшей в 1656 г. (40 лет - уже древность). Гравюра, вероятно, была создана В. Холларом по рисунку самого Дагдейла.






"Прижал Уилл к себе подушку, зане живот его болит"

Памятник неоднократно реставрировался, в частности, в конце 18 в. был побелен в соответствии с требованиями эстетики неоклассицизма.

2. Друшаутский портрет, 1623



Гравюра Мартина Друшаута с титульного листа "Первого фолио". Т.к. Мартину Друшауту в момент смерти Шекспира было всего 15 лет, можно считать, что он никогда не видел поэта (правда есть попытки приписать гравюру его отцу или дяде), поэтому источники, которыми он пользовался, остаются неизвестными. Портрет имеет некоторое сходство с изображением на надгробном памятнике (форма головы, прическа и т.д.), но обусловлено ли это сходств тем, что оба изображения правильно воспроизводят внешность Шекспира, или тем, что автор гравюры вдохновлялся скульптурой - опять же, сказать сложно.

Насчет остальных "портретов Шекспира", созданных примерно во время его жизни, неизвестно - действительно ли это портреты Шекспира.

3. Чандосовский портрет



Создан, предположительно, в первом десятилетии 17 века, возможно, художником Джоном Тейлором. Имеется некоторое отдаленное сходство с портретом Друшаута. Считается каноническим портретом Шекспира, но никаких прямых свидетельств, что это именно Шекспир нет. Тем не менее, по крайней мере с 1660-х годов человек, изображенный на портрете отождествлялся с Шекспиром. Именно тогда этот портрет послужил образцом для картин Герарда Зёста и неизвестного художника, изображающих драматурга.



Герард Зёст. Портрет Шекспира, ок. 1667



Честерфильдский портрет Шекспира. Питер Борселер (?), ок. 1660 г.

4. Эшборнский портрет.



Неизвестный художник, 1611. Известен с 1847 г., сразу же был признан портретом Шекспира. Послужил источником ля многочисленных гравированных изображений поэта. Сейчас считается изображением Хью Хамерсли, Лорд-мэра Лондона. Ранее также считался портретом Эдварда де Вера, 17-го графа Оксфорд, одного из предполагаемых авторов произведений Шекспира.

5. Коббовский и янссеновский портреты.




5.1 Коббовский портрет. Известен с 2006 г. Иконографически очень близок к янссеновскому портрету.




5.2. Янссеновский портрет. Приписывается художнику Корнелису Янссену. До реставрации 1988 г. выглядел вот так:



Лысина, возраст изображенного и дата, дающими основание для идентификации с Шекспиром оказались позднейшими добавлениями. Возможно, оба портрета изображают поэта Томаса Овербери.

6. Сандерсовский портрет.



Известен с 2001 г., до этого в течение 400 (!) лет находился в собственности семьи Сандерс. (Стоит ли продолжать?)
На этикетке, приклеенной к оборотной стороне сказано, что это Шекспир в возрасте 39 лет, однако человек на портрете выглядит намного моложе. Подлинность этикетки оспаривается, несмотря на то, что ее радиоуглеродная датировка - 1475-1640 гг.

Существует еще ряд портретов, созданных примерно во время жизни Шекспира и считающихся его изображениями. Среди них:



Карел ван Мандер (?). Шахматисты.
В 1916 г. было сделано предположение, что это Шекспир и Бен Джонсон.



Графтонский портрет



Николас Хилиард. Мужчина, сжимающий кисть руки, 1588.

Идентификация основывается исключительно на внешнем сходстве с "каноническим" обликом Шекспира. Однако, парадокс заключается в том, что достаточно достоверных и точных сведений о внешности Шекспира мы не имеем!

За пошедшие века появилось несколько фальшивых портретов Шекспира. Некоторые из них создавались путем "редактирования" уже существующих старых портретов, примеры приведены выше. Но есть и фальшивки от начала до конца.



"Flower portrait".
Известен с 1840 г. Исследование химического состава красок показало, что он был создан в 1818-1840 гг.

Некоторые, возможно, спросят про посмертную маску Шекспира.



Увы. т.н. "Кессельштадтская маска" была обнаружена в 1849 г. в лавке старьевщика в Майнце и нет никаких прямых доказательств, что она действительно изображает Шекспира. Тем не менее, она тоже стала частью мифа.



Генри Уоллис. Геррит Янсен создает монумент Шекспира по маске, которую держит в руках Бен Джонсон, 1857.

Уже в наши дни на основании этой маски была создана графическая реконструкция внешности Шекспира.

19 век, фальшивки, 16 век, исторические мифы, портрет, Британия, 21 век, 17 век, Шекспир

Previous post Next post
Up