Есть одна вещь, которая мне не нравится примерно так же, как когда 25-летние актеры играют подростков, ибо оскорбляет мои реалистические чувства. Это когда дети изображаются невероятно маленькими по росту. Оставим древнее и средневековое искусство с его условностью, но и во вполне реалистическом искусстве последних веков такой прием встречается сплошь и рядом.
Конечно, при "старом режиме" дети и подростки не были такими акселератами, как сейчас и, вероятно, разрыв в росте между ними и взрослыми был больше, чем между их современными ровесниками и нынешними взрослыми. Но все же и тогда младшие школьники 6-8 лет не были ростом с современного 2-3-летнего младенца.
Цезарь ван Эвердинген.
Адриан ван Остаде
Можно сказать, что 17 в. еще недалеко ушел от средневековья с его условностями, но то же видим и на картинах 19 и 20 веков.
Джон Морган. Снова младшие школьники не дотягивают до метра и имеют младенческие пропорции
Соцреализм берет прием на вооружение:
И.Н. Шульга. Сталин приехал к пионерам. Если примем, что рост "отца народов" составляет чуть больше 170 см., то самый высокий мальчик - от силы 130 см, остальные - значительно меньше, девочка с кроликом - и вовсе сантиметров 90-95. Это, заметим, пионеры, т.е. им никак не меньше 9-10 лет. Но пропорции у пионеров нормальные, соответствуют возрасту.
Вот еще пионеры:
А.П. Журбий. Тут либо пионеры ростом чуть больше метра, либо тетя - два с гаком. Сложены все снова пропорционально.
Аномально малый рост детей и подростков на картинах можно считать проявлением символизма своего рода: малые размеры изображенного персонажа, вкупе с некоторыми другими признаками, сразу говорят зрителю, что перед ним ребенок. Но когда картина во всем остальном претендует на реализм, такой "символизм" у меня вызывает отторжение.
Из живописи эта традиция переходит в кино - на роль подростков берут взрослых, но низкорослых актеров.
И не только в комедиях.
Благодарю
kykolnik и
irushonok за репродукции некоторых картин.