Думаю, лошадки и орлы происходят от того, что сами иконописцы не всегда понимали, чья же голова у Христофора.
Оригинал взят у
mu_pankratov в
Паки, паки про святого Христофора.Хочу добавить к старому посту
Лубок. Св. Христофор. поднакопившиеся фото икон св.Христофора.
Христофо́р (от греч. Χριστοφορος - носящий Христа) - святой мученик, почитаемый и у католиков и православных, живший в III веке (либо на рубеже III-IV веков).
В восточной традиции, житие гласит- что варвар по имени Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен в плен римлянами, во время боя в Мармарике. Позже он служил (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum) племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени.
Другой вариант, который больше всего мне ндравитси- кипрский, возникновения его собачьей головы ; святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.
После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант - губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц - Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.
Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский.
В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Лишь старообрядцы продолжили ету традицию. У нас в Покровском Соборе на Рогожском кладбище, имеются три старинные иконы Св. Христофора.
Память свв. мч. Христофора и иже с ним Калинники, Акилины и двух воин(4).отмечается 22 мая 2016 по н. ст.
(9 мая 2016 по ст. ст.) и совпадает с "Николой-летним".
Летом 2015 года в Свияжске проходила выставка, посвященная мученику Христофору.
http://rublev.com/novosti/v-sviiazhske-otkrylas-vystavka-posviashchennaia-mucheniku-khristoforu
Свияжск, Успенский собор, фреска 16-17в.
Ныроб (Пермская область). Начало 18 века.
Череповец.
XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
(на мой взгляд- уж больно на лошадку похож) икона кажется- никонианская... у Христа в Его имени- написана ложная "и"... Странно? у никониян запрещены иконы св.Христофора.
...а тут вообще на орла похож. Я понимаю- у нас слоны и крокодилы не водятся, но собачку то все видели.
Византия 13век.
Ростов Великий. 17век. Егорьевск
св.Христофор свв Вера, Надежда, Любовь и София.
Греция.
Греция. Sts Stephen and Christopher by GREEK UNKNOWN ICON PAINTER
Старообрядческий лубок. 18-19 век.
Иконы находящиеся на Рогожском.
(сканы взяты из альбома "Древности и духовные святыни СТАРООБРЯДЧЕСТВА" )
Ветка. Конец 18 века.
размер 44,9 х 37,6
На тыльной стороне надпись киноварью- "В домъ Алезандра Дими/трiева Шышкина"
"Суббота всех святых" Строгановская школа. 1580-90г. 164,6 х 129,5
Композиция состоит из 4 регистров. В нижнем, где находятся- преподобные,святители, апостолы и мученики. В третьем ряду, третий справа - св. Христофор.
А вот из современного. Борис Кисельников, наш прихожанин, множество икон написано и для нашего Никольского храма на Тверской заставе.