Поклонение волхвов, часть вторая

Jan 06, 2015 21:30

В этой части мы рассмотрим процесс "почернения" волхва Бльтазара (или Мельхиора, по мнению некоторых). Для начала несколько картин хронологически и стилистически относящихся к первой подборке, но не вошедших в нее.



Франко-фламандский мастер, нач. 15 в. Кстати, что за святой дразнит свинью колокольчиком?



Мазаччо, ок. 1420



Фра филиппо Липпи, ок. 1445

Начиная, по крайней мере с 1420-х годов некоторые германские художники одного из волхвов изображают более смуглым, чем остальные. Обычно это Мельхиор, средний по возрасту.



Конрад ван Зёст, ок. 1420 (впрочем, на более ранней работе ван Зёста один из волхвов чуть смуглее остальных)



Мастер Франке, ок. 1424



Ханс Мульчер, ок. 1437.

Впрочем, развитие иконографии идет отнюдь не прямолинейно. Начиная с 1430-х все возрастает влияние фламандской школы.



Жак Даре, ок. 1433-1435



Неиизвестный немецкий художних, 1440-е. Здесь очень сильное влияние нидерландской школы



Дирк Боутс, ок. 1445. Здесь молодой волхв также довольно смуглый



Дирк Боутс, ок. 1470. А здесь такой же, как остальные



Рогир ван дер Вейден, ок. 1455. Здесь Бальтазар имеет скорее средищемноморский тип внешности

Далее - несколько довольно примитивных картин немецких и испанских художников:



Немецкий мастер, ок. 1480



Неизвестный испанский художник вт. пол. 15 в.



Фернандо Гальего, ок. 1480



Андреа Мантенья, ок. 1463-1464. Здесь Бальтазар имеет не только черную кожу, но и вполне негроидные черты



Гуго ван дер Гус, ок. 1470.



Галассо Галасси, очевидно, 1470-е. Смуглым показан Мельхиор, но черты лица вполне европеоидные



Сандро Боттичелли, ок. 1478-1482



Сандро Боттичелли, 1476 (хотел воздержаться от банальностей. но не смог)



Доменико Гирландайо, 1488. Как видим, итальянцы. как правило, всех волхвов изображали белыми. Север был более "политкорректным"



Ханс Мемлинг, ок. 1470-1480



Геертген тот Синт Янс, ок. 1480-1485


Иероним Босх, ок. 1500



Герард Давид, ок. 1500. У Давида Мелхиор лишь немного смуглый и с европейскими чертами лица. Но он вообще довольно консервативный художник, хотя и очень хороший



Пьетро Перуджино, ок. 1420



Джорджоне, ок. 1505. Как видим, даже в эпоху Высокого Возрождения в Италии волхвы оставались белыми.



С приближением маньеризма все начинает меняться. Бернардино Луини. ок. 1520 г.

ренессанс, иконография, 15 век, живопись, библейские сюжеты в искусстве, 16 век

Previous post Next post
Up