Как Св. Иероним стал сатиром (или наоборот)

Jan 12, 2023 10:42

На днях выкладывал работу Ван Дейка "Святой Иероним"



Антонис Ван Дейк. Святой Иероним. Ок. 1618-1620

Художники 17 века часто находили натурщиков среди простых работяг, нищих, постоянных посетителей трактиров, сумасшедших и писали с них античных философов, библейских царей и отцов Церкви. Подобных персонажей мы видим на полотнах Караваджо, Рубенса, Риберы, Веласкеса, Рембрандта. Кем был этот крепкий старик с красным лицом и растрёпанными волосами? Явно не из респектабельных классов.
Видимо, этот старик позировал не только для юного Ван Дейка, но и для чуть более старшего, но всё равно ещё очень молодого Йорданса. Во всяком случае, очень похожего персонажа можно лицезреть на его картинах.



Якоб Йорданс. Меркурий и Аргус. Ок. 1620

Хорошо видно различие манер Йорданса и Ван Дейка.



Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1620



Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1618-1620

На протяжении своей долгой жизни Йорданс создал несколько авторских копий и с "Аргуса" и с обоих "Сатиров". Как говорится, найдите 10 отличий:



Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1620/1621
(На сайте WGA датирована 1650-ми, но это вряд ли)

Вообще, интересная тема - отслеживать, как образы, созданные с одного и того же натурщика кочевали из картины в картину, а иногда и от мастера к мастеру, как они эволюционировали. Было бы время...

иконография, живопись, Нидерланды, 17 век

Previous post Next post
Up