На днях выкладывал работу Ван Дейка "Святой Иероним"
Антонис Ван Дейк. Святой Иероним. Ок. 1618-1620
Художники 17 века часто находили натурщиков среди простых работяг, нищих, постоянных посетителей трактиров, сумасшедших и писали с них античных философов, библейских царей и отцов Церкви. Подобных персонажей мы видим на полотнах Караваджо, Рубенса, Риберы, Веласкеса, Рембрандта. Кем был этот крепкий старик с красным лицом и растрёпанными волосами? Явно не из респектабельных классов.
Видимо, этот старик позировал не только для юного Ван Дейка, но и для чуть более старшего, но всё равно ещё очень молодого Йорданса. Во всяком случае, очень похожего персонажа можно лицезреть на его картинах.
Якоб Йорданс. Меркурий и Аргус. Ок. 1620
Хорошо видно различие манер Йорданса и Ван Дейка.
Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1620
Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1618-1620
На протяжении своей долгой жизни Йорданс создал несколько авторских копий и с "Аргуса" и с обоих "Сатиров". Как говорится, найдите 10 отличий:
Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина. Ок. 1620/1621
(На сайте WGA датирована 1650-ми, но это вряд ли)
Вообще, интересная тема - отслеживать, как образы, созданные с одного и того же натурщика кочевали из картины в картину, а иногда и от мастера к мастеру, как они эволюционировали. Было бы время...